Непрямая линия. В Осетии жалуются, что не смогли задать вопросы главе республики 

Глава Республики Северная Осетия Сергей Меняйло

Жители Северной Осетии жалуются, что им не удалась задать вопрос главе республики Сергею Меняйло во время его прямой линии. По мнению возмутившихся, это было сделано, чтобы обойти стороной ряд острых социально значимых тем, в числе которых резкий рост цен на продукты питания и лекарства, безработица и низкие зарплаты. Населению также хотелось услышать о путях решения более локальных проблем: ремонт в медучреждениях республики, возрождение осетинского языка и предоставление квартир сиротам. Вместо этого глава республики преимущественно обсуждал перспективы благоустройства Владикавказа.

Прямая линия Меняйло прошла вечером 1 декабря, но ещё за пару дней до неё жители начали жаловаться, что не могут достучаться до главы республики со своими вопросами.

В личном аккаунте Сергея Меняйло в Instagram была заблокирована возможность переписки, а дозвониться на указанные телефонные номера было невозможно. Аналогичная ситуация была и во время самого прямого эфира. Тогда недовольные граждане стали массово высказывать своё негодование в комментариях под новостями с прямой линии.

"Формат прямой линии – это постановочное мероприятие, – заявляет осетинский журналист и блогер Заур Фарниев. – И это не оценочная характеристика, а констатация факта, норма для таких мероприятий. Все вопросы, которые прозвучали и в эфире, были согласованными".

С этим мнением соглашается и политический редактор сайта "Основа" Руслан Тотров. Он отмечает, что со стороны населения очень наивно воспринимать прямую линию главы республики как экспромт.

Это непростые вопросы для господина Меняйло, поэтому было принято решение их не обсуждать

"Речь идёт о срежиссированном мероприятии. Искусно или нет – это уже второстепенный вопрос. Всевозможные советники и помощники верховного руководителя скрупулезно сортируют вопросы и заблаговременно пишут справки, методички и ответы к ним. Я полагаю, что какие-то насущные вопросы обошли намеренно. Так как с самого начала команда Сергея Меняйло пошла по пути, который я бы назвал "срывание низко висящих фруктов". То есть они посмотрели на опыт тех, кто был у власти до них, и решили не повторять ошибок. Они выбирают темы, где можно набрать какие-то баллы в глазах населения, не подставиться и при этом не прилагать особых усилий", – считает собеседник Кавказ.Реалии.

Блогер Алик Пухаев считает, что негативное восприятие прямой линии может быть связано с тем, что у населения в целом снизилось доверие к власти.

"Мне кажется, что тут местная власть пострадала из-за федеральной. Доверие подорвал закон о QR-кодах. Очень большой пласт населения воспринимает его как ограничение прав и свобод человека. Я не совсем разделяю эту точку зрения, но понимаю, с чем могут быть связаны такие мысли. Несмотря на крайне низкий уровень доверия, региональная власть адекватно воспринимает ситуацию и пытается это исправить. Даже если брать вопрос о кодах, то Меняйло ответил достаточно честно, хотя его ответ очень многим не понравился", – рассуждает Пухаев.

Незаданные вопросы

Население Северной Осетии гораздо больше волнует резкий рост цен, чем ответы на вопросы благоустройства, прозвучавшие на прямой линии, продолжает Фарниев.

"Правительство какое-то время пыталось сдерживать рост цен на ряд основных продуктов питания через договорённость с местными крупными супермаркетами. Но, как мне кажется, это не тот ответ, который ожидали услышать от господина Меняйло. Тут, думаю, надо было говорить прямо, что он не имеет возможности влиять на ценообразование", – убежден журналист.

По его мнению, в ответ на вопросы о состоянии осетинского языка, безработице и ремонте медучреждений "можно было только развести демагогию, но этого не стали делать, так как народ давно не "покупает" эти истории".

"Это непростые вопросы для господина Меняйло, поэтому было принято решение их не обсуждать. С работой у нас действительно плохо. И там достаточно сложные пути решения: создавать новые предприятия, реанимировать старые", – объясняет Фарниев.

Начать говорить про осетинский язык – это открыть своеобразный ящик Пандоры

Руслан Тотров согласен, что какие-то вопросы по отдельным проблемам должны быть адресованы исключительно федеральной новости, но предлагает с местных руководителей ответственности не снимать.

"Казалось бы, это федеральные проблемы, и глава глубоко дотационного, депрессивного региона за них не в ответе. Но нет, он в ответе, хотя бы потому, что он глава. И какие-то подвижки люди вправе ожидать. Республиканские руководители могут на местах что-то сделать, но для этого нужно прилагать какие-то усилия в виде разработки дорожных карт. Но проще рассказывать военно-морские байки, балагурить на аппаратных совещаниях и, находясь в заведомо выигрышной ситуации по отношению к своим очень посредственным подчинённым из правительства, супить брови и стучать по столу кулаком", – говорит Тотров.

Он добавляет, что недовольство широкой общественности тем, что какие-то важные вопросы не были заданы, ему понятно.

"Глава республики вдруг почему-то не говорит об очень важных вещах во время своей прямой линии. Это естественно вызывало недовольство. Но, например, начать говорить про осетинский язык – это открыть своеобразный ящик Пандоры. И первый вопрос тут будет, почему люди у власти никак не препятствовали принятию закона о добровольном изучении родных языков, который и вбил большой ржавый гвоздь в крышку гроба национального языка по Конституции Северной Осетии. Конечно, Сергей Меняйло и его команда не горят желанием обсуждать эту проблему. Баллов на этом никаким образом не заработаешь, только головную боль и недовольство населения. Популярных ответов на какие-то важные темы у Сергея Меняйло нет, поэтому они не были подняты", – продолжает собеседник.

В свою очередь, блогер Алик Пухаев заметил, что во время прямой линии было много вопросов, связанных с не совсем качественным обслуживанием людей, заболевших коронавирусом.

"Самой популярной группой вопросов были те, что были так или иначе связаны с пандемией, коронавирусом и законом о QR-кодах. Их было порядка 50 процентов от общего числа. Те же вопросы поступили в мою личку. Но при этом могу отметить, что на часть из них Меняйло достаточно развёрнуто ответил", – заявил Пухаев.

— Подписывайтесь на наш телеграм-канал!

Собеседники Кавказ.Реалии озвучили собственные вопросы, которые они хотели, но не смогли задать Сергею Меняйло.

"Я бы спросил о формировании нового правительства. Например, какими достоинствами обладает новый премьер-министр, что смог занять эту должность? Это без какого-либо наезда, я просто хотел бы услышать причины. Также интересно, почему нынешний министр здравоохранения до сих пор исполняет обязанности и не вступил в должность. Ну и третим вопросом я бы спросил про клиническую больницу скорой помощи. Почему КБСП до сих пор не введена в эксплуатацию, хотя обещали, что это будет скоро?" – спрашивает Фарниев.

Пухаева волнует, как в республике борются с распространением наркотиков.

"Несколько месяцев назад на одном из аппаратных совещаний Меняйло сказал, что в Осетии сильно распространяются метадоносодержащие наркотики. Я хотел узнать, как сейчас с этим обстоят дела? Держит ли ситуацию Меняйло на особом контроле, учитывая популярность закладок и хорошую инфраструктуру, созданную сайтом *****, который как "Яндекс.Такси" в мире наркотиков? Как мы уже знаем, арест закладчиков не приводит к нужному результату: сразу находят новых. К сожалению, эта работа очень привлекательна, так как там предлагают немалые деньги. Хотелось бы, чтобы выявляли тех, кто орудует складами", – подытожил блогер.

Сергей Меняйло занял пост главы Северной Осетии весной этого года – он был назначен президентом России. После выборов 19 сентября республиканский парламент утвердил Меняйло в должности сроком на пять лет. Прошедшая первого декабря так называемая прямая линия с главой Северной Осетии была первой за время его руководства регионом.

Главные новости Северного Кавказа и Юга России – в одном приложении! Загрузите Кавказ.Реалии на свой смартфон или планшет, чтобы быть в курсе самого важного: мы есть и в Google Play, и в Apple Store.