"Не собираемся допускать унижения русских солдат"

Дагестанцев смущают не столько технические неточности, сколько лоялизм создателей

В дагестанском Буйнакске начались съемки фильма "Имам Шамиль. Ахульго". За два дня уже сняли сцену о строительстве укрепления, в которой участвовали женщины и дети.

Работа над картиной пройдет и на Ахульго, потом группа переместится в павильоны "Мосфильма", где будут сняты сцены переговоров русских полководцев.

Созданием ленты занимается компания "Дагестан". А председателем организационного комитета проекта на сайте указан экс-глава республики Рамазан Абдулатипов. Режиссером выступил Ислам Ханипаев, консультирует группу историк Юсуп Дадаев.

Роль имама досталась актеру Аварского театра Хайбуле Хасаеву. Ранее обсуждалось привлечение московских и петербургских артистов, однако от этой идеи решено было отказаться – чтобы не нервировать местное население.

Технические неточности

Пользователи дагестанского сегмента интернета заметили в пробном материале много неточностей – в костюмах, декорациях и т.д.

"Почему мюриды не в чалмах? Ведь это было обязательным атрибутом мюрида, - удивляется makhach_401. – И вместо того, чтобы строить новые декорации, можно было восстановить небольшой квартал в Кахибе или в каком-нибудь заброшенном селе. Выглядело бы реалистичнее".

"Там нет ни одной настоящей папахи того времени. Все эти варианты поздние. Чуть ли не советского времени, - пишет Karaxskiy. - Костюмы из разных ансамблей. А Шамиль в белой черкеске 80 дней без воды и еды бегал? Дедушки и молодежь без намека на бороды, а женщины в цветастых костюмах Советского Союза".

Заместитель гендиректора компании "Дагестан" Магомед-Загид Исмаилов тоже ознакомился с этими замечаниями. Он считает, что их авторы поспешили с выводами, поскольку съемки только начались.

По его словам, сейчас технологии достигли такого уровня, что "легко можно исправить мелкие неточности во внешности, одежде и в интерьере". "Пишут еще, что ковры не те – одни, мол, советского периода, а другие турецкие (90-х годов). Но они в картину не войдут. Мы их расстелили для актеров – чтобы не сидели на голой земле", - объясняет собеседник "Кавказ.Реалии".

Представители съемочной группы провели множество встреч с историками, односельчанами и потомками имама Шамиля в Гимрах, уверяет Исмаилов. Однако в Дагестанский исторический музей за консультацией они не обращались, утверждает ученый Хаджи Мурад Доного.

И много других вопросов

Впрочем, дагестанцев смущают не столько технические неточности, сколько приверженность создателей "русской линии". Они опасаются, что фильм не будет объективным.

"Мы хотим показать правдивую историю о том, как тяжело прошла эта война, - возражает заместитель гендиректора "Дагестана". – Разумеется, мы не собираемся допускать какого-либо оскорбления или унижения русских солдат".

У Доного отношение к картине скептическое, ведь "ничего приличного на эту тему до сих пор не снято". "Снимать об Ахульго – это все равно, что снимать о Бородинском сражении. Для батальных сцен нужен режиссер уровня Бондарчука", - уверен он.

Фильм об Ахульго требует кропотливой работы - нужно просчитывать каждый сантиметр черкески, форму чалмы и пр., настаивает собеседник "Кавказ.Реалии".

Добавим, что в массовку будут привлечены жители окрестных сел. В районные управления культуры кинокомпания разослала письма с просьбой помочь с созданием "Имама Шамиля". Не уточняется, правда, будут ли непрофессиональным актерам платить.

В СМИ бюджет картины оценивается в 200 млн рублей. Магомед-Загид Исмаилов, однако, эту информацию не подтверждает, подчеркивая, что "мы опираемся на финансы только из своих фондов".