Сотни выходцев из исторически осетинского Трусовского ущелья (сейчас располагается на территории Грузии) много лет не могут посетить родные места.
Отношение к уроженцам ущелья заметно ухудшилось после конфликта между Россией и Грузией 2008 года. Если раньше во въезде отказывали единицам, то несколько дней назад в Грузию не пустили уже группу из 50 человек. Осетины направлялись в селение Коб, чтобы отметить национальный праздник Къобы дзуары бон.
"Зачем отказывать во въезде пожилой женщине? Или почему одному из супругов, находящихся в возрасте, разрешают въехать, а его жене - нет?" – возмущается бывший житель селения Коб Гайрбег Салбиев.
Вдоль Военно-Грузинской дороги находится более 30 осетинских сел. Селение Коб считалось одним из самых крупных. Однако сейчас там живут всего в паре домов. По словам Салбиева, теперь из опустевших селений начали уезжать и грузины.
Первые отказы во въезде россияне стали получать в октябре 2010 года, когда после пятилетнего ремонта была открыта Военно-Грузинская дорога. После этого осетины обратились в министерство иностранных дел России. Во время женевских дискуссий вопрос свободного въезда осетин в Грузию поднимался не раз, однако к консенсусу российские и грузинские дипломаты не пришли.
Официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич пытался доказать, что именно против осетин нацелены запретительные меры властей Грузии. По его информации, на КПП "Казбеги" создана база данных уроженцев Казбегского района и их родственников, которым запрещен въезд в Грузию.
"Это откровенная дискриминация! Красивые лозунги об общекавказской дружбе - лишь лицемерное прикрытие провокационной и по-прежнему шовинистической политики Тбилиси", - утверждал российский дипломат.
Его грузинский коллега Давид Джалагания обвинения категорически отвергал. Подобного ограничения, настаивал он, не существует.
"Это абсолютно исключено. Нас удивляет подобная реакция внешнеполитического ведомства России, - говорил он. - Исходя из добрососедских, человеческих отношений и родственных связей, которые есть у населения в приграничной зоне, Грузия приняла решение о льготном режиме въезда".
Но факт остается фактом: если все жители Северной Осетии могут попасть в Грузию без проблем, то выходцы из Трусовского ущелья отсеиваются без объяснения причин.
"Заложниками здесь оказались люди, которые далеки от политики, - говорит глава общественной организацией «Казбек» Серго Туати. - Единственное, чего они хотят, это посетить родные места, позаботиться о своих домовладениях и об исторических корнях".
Многие кобинцы отказываются комментировать сложившуюся ситуацию, так как надеются, что им разрешат въезд раньше, чем через пять лет.
"Очевидно, что эти села являются осетинскими, - говорит руководитель Кавказского геополитического клуба Яна Амелина. - Этому посвящены целые книги. О сложившейся ситуации писала и миссия ОБСЕ в Грузии".
Добавим, для уроженцев Казбегского района посещение родного села – это не только ностальгия. У многих там похоронены предки, что происходит сейчас с могилами – неизвестно.