Реакция властей на избиение журналистки Елены Милашиной и адвоката Александра Немова; Кадыров заявил, что не хочет долго жить; суды на юге России и Северном Кавказе над участниками вторжения в Украину и травля психолога за семинар о правах женщин в Дагестане – об этом и не только в 139-м выпуске подкаста Кавказ.Реалии о главных событиях за неделю.
Your browser doesn’t support HTML5
Слушайте подкаст там, где это удобно вам:
"Разберемся"
Главная тема уходящей недели – вооруженное нападение в Грозном на журналистку Елену Милашину и адвоката Александра Немова. Их жестоко избили утром 4 июля, когда они прилетели в столицу Чечни на вынесение приговора Зареме Мусаевой – это похищенная кадыровцами в начале прошлого года мать живущих чеченских братьев-оппозиционеров Янгулбаевых. Всей их семье открыто угрожал расправой глава республики Рамзан Кадыров. Он называл Янгулбаевых "террористами", а работающих с этой темой журналистов и правозащитников, в том числе Елену Милашину, – "пособниками террористов" и грозился "уничтожить".
"Еще раз обращаюсь к правоохранительным органам и спецслужбам, почему вы до сих пор не возбуждаете уголовные дела против [правозащитника Игоря] Каляпина и Милашиной, против "Новой газеты", [телеканала] "Дождь"? Какие вам факты нужны, что они являются террористами, пособниками террористов… Я вам официально заявляю, что они хуже террористов, где бы они ни находились, как бы они ни скрывались, мы их найдем и уничтожим – они террористы", – заявил Кадыров в обращении 1 февраля 2022 года.
Об избиении Милашиной и Немова в Грозном известно с их слов: после прилета журналистка и адвокат сели в такси, вскоре автомобиль заблокировали люди в масках, они бросили Милашину и Немова в овраг и начали избивать руками, ногами и полипропиленовыми трубами, адвоката ударили ножом в ногу, ему подносили пистолет к голове, журналистку били по рукам и угрожали отрезать ей палец. Милашину также обрили наголо и облили зеленкой.
"Они были очень конкретны, они знали, чего они хотят, какие у них лимиты, за которые они не могут заходить. Мы потом уже поняли с Сашей [Немовым], когда у него хлестала кровь, если бы они в артерию попали… Врачи сказали, что нападавшие точно знали, куда бить, где его протыкать ножом, видимо, чтобы он не сильно сопротивлялся. Поскольку он мужчина, а я-то что? Я вообще лежала плашмя, как лягушка. Нападавшие очень хорошо понимали свои возможности и ограничения, у них была жесткая задача – получить пароли [от смартфонов и техники]..." – рассказала журналистка.
Известны медицинские последствия нападения для Милашиной: после обследования в Москве у нее диагностировали закрытую черепно-мозговую травму, переломы кистей рук и множественные ушибы – вся спина журналистки в следах от ударов трубами.
Еще утром 4 июля нападение в Грозном осудили представители обеих палат парламента России, члены президентского Совета по правам человека и Союза журналистов. Например, Андрей Клишас, глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству, потребовал "жесткой реакции правоохранительных органов", а глава комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн назвал нападение "преступным и недопустимым".
Позже появилась реакция из Кремля: пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отказался давать оценку нападению в Грозном, но сообщил, что о произошедшем доложили президенту Владимиру Путину. Вскоре провести проверку по факту избиения журналистки и адвоката потребовал глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин. Найти и наказать виновных призвала также уполномоченная по правам человека при президенте Татьяна Москалькова.
Глава Чечни Рамзан Кадыров прокомментировал жестокое избиение в столице республики только после реакции из Москвы. "Разберемся", – написал он в телеграм-канале и добавил, что якобы "дал поручение компетентным службам приложить все усилия, чтобы установить личности нападавших".
Читайте также Ломали пальцы, приставляли оружие к головам: в Чечне напали на журналистку Елену Милашину и адвоката Александра НемоваВ прошлые годы Кадыров схожим образом брал под личный контроль дела об убийстве журналистки Анны Политковской и правозащитницы Натальи Эстемировой – в обоих случаях эффективного расследования не было, утверждают правозащитники. А упомянутый выше пресс-секретарь президента Песков еще после конфликта Кадырова с "Новой газетой" весной 2021 года заявлял, что "безопасность журналистов должна быть абсолютно непререкаема".
Противоречивый комментарий после избиения Милашиной и Немова опубликовал Ахмед Дудаев, министр Чечни по национальной политике, внешним связям, печати и информации. Он заявил, что в нападении якобы прослеживается некий "почерк западных спецслужб", написал, что "органы сделают все возможное для установления заказчиков и исполнителей этого вопиющего правонарушения", и вместе с этим обвинил Милашину в оскорблении чеченских военнослужащих и всего чеченского народа из-за ее журналистских публикаций о нарушениях прав человека в республике.
Первых результатов якобы объявленного властями Чечни расследования долго ждать не пришлось – уполномоченный по правам человека в республике Мансур Солтаев (он, кстати, сопровождал Милашину и Немова в больнице после избиения) заявил, что силовики пока не смогли установить личности нападавших, поскольку те "передвигались на автомашине без номерных знаков". Чиновник написал, что визиты Милашиной в Чечню "не приветствуются" из-за ее профессиональной деятельности, и в то же время назвал нападение на журналистку и адвоката "грязной провокацией" с целью "навредить имиджу" Чечни и ее руководства.
Милашина убеждена, что ответственность за нападение на нее и адвоката Немова несут власти Чечни. По мнению журналистки, даже если преступление организовали некие "провокаторы", эту версию при желании будет легко проверить: "По версии официальных чеченских властей, это были провокаторы (смеется). Не знаю, кого они имеют в виду под этим словом. По версии, которой мы придерживаемся, это связано с моей профессиональной деятельностью в Чечне и с профессиональной деятельностью Саши [Немова]. Когда его били, ему прямо говорили: "Ты слишком многих здесь защищаешь, защищай у себя, здесь никого защищать не нужно". Если это [нападение совершили] провокаторы, это легко доказать, потому что их очень легко вычислить, они ждали нас уже в аэропорту... В аэропорту куча камер, изъять видео и опознать этих людей – в аэропорту они ходили без балаклав – это возможно, очень легко".
Уголовное дело по факту вооруженного нападения в Грозном возбудили только вечером 5 июля. Преступление квалифицировали по двум статьям – об умышленном причинении вреда здоровью средней и легкой тяжести. Максимальное наказание по ним составляет пять лет и два года лишения свободы соответственно . Связывать нападение с профессиональной деятельностью пострадавших следователи отказались. Ведет дело управление Следственного комитета по Чечне. О задержаниях подозреваемых или проведении каких-либо оперативных мероприятий неизвестно.
Читайте также "Приговор к смертной казни": в Грозном матери чеченских оппозиционеров назначили 5,5 лет колонииЗарему Мусаеву суд в Грозном утром 4 июля приговорил к пяти с половиной годам колонии – ровно столько запрашивала прокуратура. Правозащитники считают преследование 52-летней женщины политически мотивированным, адвокаты неоднократно заявляли о фальсификациях в деле. С момента похищения Мусаеву, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, держали в изоляторе. "Главное, моя совесть чиста", – заявила она из-за решетки после оглашения приговора.
Кадыров и Делимханов
Рамзан Кадыров вечер накануне приговора Мусаевой и избиения Милашиной и Немова провел со своим приближенным Адамом Делимхановым, депутатом Госдумы от Чечни. Глава республики записал видео, как они сидят за столом и пьют чай. Так Кадыров отреагировал на появившиеся перед этим неподтвержденные сообщения, что он находится при смерти из-за болезни почек и поэтому не появляется на публике.
Для Делимханова это видео тоже стало опровержением его смерти – информацию о предполагаемой гибели чеченского депутата в Украине месяц назад распространили СМИ, российская версия произошедшего менялась несколько раз: государственные каналы сначала сообщили о ранении депутата, а затем исправились и заявили, что он жив и здоров. Кадыров в день, когда появились сообщения о гибели Делимханова, опубликовал видео с депутатом, однако подлинность записи вызвала сомнения.
Читайте также "Врагов у него не счесть". Как в Чечне отвергали новости о проблемах со здоровьем КадыроваВпрочем, новое видео с Кадыровым и Делимхановым тоже вызывает вопросы. На нем глава Чечни зачем-то рассказал о "преимуществах" короткой жизни: "Потихоньку живем – хлеб жуем. Интересная жизнь, жизнь вообще интересной бывает, когда она короткая. Поэтому долго жить мы все равно не хотим".
5 июля появилась информация о гибели приближенного главы Чечни Ислама Хизриева – об этом сообщил телеграм-канал "ВЧК-ОГПУ", который, предположительно, связан с российскими силовиками. Со ссылкой на свои источники канал утверждает, что Хизриев умер в больнице в Санкт-Петербурге после ранения, полученного при обстреле в Украине. Подтверждения этой информации из других источников нет, в Грозном сведения о гибели приближенного Кадырова не комментируют.
Хизриев – бывший глава представительства Чечни по Северо-Западному федеральному округу России. За месяц до предполагаемой гибели в сети было опубликовано видео его задержания на территории сепаратистской "ЛНР" по подозрению в краже тракторов. Еще в 2021 году Хизриева задерживали в Санкт-Петербурге из-за наркотиков, ему грозило до 10 лет лишения свободы. На войну против Украины чеченский чиновник мог отправиться как раз вместо колонии – приговор ему так и не вынесли, а осенью прошлого года освободили из СИЗО.
Потери и суды над военными
Ростовская область и Кубань вошли в число российских регионов с самыми большими потерями на войне против Украины. Это данные из исследования "Медиазоны", "Русской службы Би-би-си" и команды волонтеров. По состоянию на конец июня им были известны имена 992 убитых военных из Краснодарского края и 686 из Ростовской области. Больше погибших только в Свердловской и Челябинской областях, а также Башкирии и Бурятии. Согласно этому исследованию журналистов, общее число убитых на войне уроженцев юга и Северного Кавказа составляет 4 456 человек. Это заведомо неполные данные из-за того, что российские власти умалчивают сведения о потерях.
Тем временем из регионов юга России и Северного Кавказа продолжают поступать сообщения о судах над участниками вторжения в Украину. Например, 1 июля стало известно, что в Ростове-на-Дону суд утвердил приговор мобилизованному Алексею Наквакину – он получил девять лет колонии за убийство знакомой, которая раскритиковала военную агрессию России. За это, согласно материалам дела, Наквакин несколько раз выстрелили в женщину из автомата Калашникова.
В Новочеркасске Ростовской области расследуют дело в отношении группы военнослужащих, которые избили командира во время воспитательной беседы. Точные причины конфликта пока неизвестны. Согласно судебным документам, в настоящее время арестован только один человек – это мобилизованный Рамиль Бимагамбетов, он якобы также угрожал расправой троим свидетелям драки.
Еще одно дело в отношении военнослужащего закончилось приговором в Дагестане – здесь контрактник Рабиул Беркиханов получил пять с половиной лет колонии за то, что самовольно уехал из зоны боевых действий в Украине. Как утверждают в Общественной наблюдательной комиссии Дагестана, военнослужащий отправился домой на месяц раньше истечения срока контракта, чтобы навестить заболевшего отца – у того случился инсульт, а сидеть с ним было некому. Беркиханов обращался к командованию с просьбой отпустить его домой, но получил отказ.
Травля психолога в Дагестане
В Дагестане пользователи соцсетей, в том числе местные блогеры-миллионники, устроили травлю в отношении психолога из Казани Хавы Шайдуллиной, которая планировала приехать в республику с семинаром о правах женщин.
Семинар "На пути к богу" Шайдуллина планировала провести в республике 9 июля, его главная тема – права женщин в исламе. После анонса мероприятия психолог стала получать гневные комментарии в соцсетях, а также угрозы насилием и убийством – об этом она заявила в инстаграме. Главные претензии комментаторов заключаются в том, что своими семинарами психолог якобы "развращает" женщин и дает им понять, что они могут "самостоятельно принимать решения и не быть рабами своих мужей".
Читайте также В Дагестане блогеры подвергли травле тренерку по правам женщин в исламеВ частности, блогер Хасбулла Магомедов (Хасбик), у которого почти девять миллионов подписчиков в инстаграме, в своих сторис назвал психолога "шарлатанкой", а ее семинар "шабашем" по "развращению женского населения". Он призвал мужчин не пускать женщин на это мероприятие и помешать проведению семинара.
Блогер Дибир Борода (у него около полутора миллионов подписчиков) объявил вознаграждение за информацию о нахождении Шайдуллиной в случае ее приезда в Дагестан, конкретную сумму он не назвал. В итоге Шайдуллина отказалась приезжать в республику, теперь она намерена провести свой семинар в онлайн-формате.