Мухи и котлеты

Раздельные сборники мусора стали обыденностью во многих странах мира (архивное фото)

Утонет ли Северная Осетия в собственном мусоре или найдет решение проблемы?

До мая 2018 года все субъекты Российской Федерации должны определиться с региональным оператором, который возьмет на себя все операции с твердыми бытовыми отходами: их сбором, транспортировкой, сортировкой и утилизацией. Северная Осетия также подыскивает подходящего инвестора, однако найти компанию, которая избавила бы республику от проблем с мусором раз и навсегда, не так уж и легко.

В конце 2017 года в Северную Осетию приезжали двое иностранных инвесторов: из Финляндии и Чехии. Они представили амбициозные проекты, как захоронения уже скопившихся отходов, так и строительства нового полигона. Однако министерство ЖКХ, топлива и энергетики Северной Осетии пока не торопится принимать решение. В ведомстве выразили опасение, что компании не понимают, с чем могут столкнуться. Речь идет, в частности, о том, что на сегодняшний день при тарифе за вывоз мусора около 40 рублей (менее одного доллара США) с человека в месяц, за него платят только половина жителей республики.

"При выборе регионального оператора для нас важно соблюдение двух условий: чтобы все это происходило не за счет бюджетных средств и не за счет поднятия тарифа, т.е. не за счет жителей нашей республики", - пояснили "Кавказ.Реалии" в министерстве.

С 1 сентября текущего года Северная Осетия также должна перейти на раздельный сбор отходов. Как именно он будет происходить, пока неизвестно. Концепцию реализации этого амбициозного проекта также должен предложить региональный оператор. Тем не менее, это нововведение уже существует не только на бумаге. В декабре о нем заявил на заседании республиканского правительства министр ЖКХ, топлива и энергетики Альберт Сокуров.

По его словам, раздельный сбор мусора будет осуществляться с помощью различных по цветам контейнеров, подобных тем, которые уже используются в Европе. Синие будут предназначены для бумаги, оранжевые - для пластика, зеленые – для стекла, черные - для пищевых отходов, красные - для ртутных ламп и батареек.

Эксперимент по раздельному сбору мусора уже когда-то пытались реализовать в Северной Осетии. Тогда в одном из самых благоустроенных районов Владикавказа, в военном городке "Весна" на восточной окраине столицы республики, поставили раскрашенные контейнеры.

"Однако люди как выбрасывали мусор в одном пакете, так и продолжали выбрасывать, несмотря на то, что район практически образцовый, - разводят руками в министерстве. – А мы потратили деньги на бессмысленное занятие".

Опрошенные нами жители Северной Осетии идею раздельного сбора отходов поддерживают, но не очень верят в то, что она претворится в жизнь.

"Многие жители нашей республики по незнанию или же просто из наплевательского отношения выбрасывают свинцовые аккумуляторы, содержащие фреон части холодильников и кондиционеров или ртутные лампы просто в мусор, не заботясь о том, что они отравляют и без того загрязнённую окружающую среду, - сокрушается житель поселка Заводской Станислав Ляликов. - В эффективности практики раздельного сбора отходов в наших реалиях я, к сожалению, сомневаюсь, так как ежедневное наблюдение за людьми и субботниками, проводимыми природоохранными организациями, ясно дают понять, что жители Осетии относятся к своей республике отнюдь не как к своему дому, в котором уважающие себя люди мусорить не станут".

Такого же мнения придерживается и Елена Еналдиева из Владикавказа.

"Я скептически отношусь к этой идее, - говорит девушка. - Не увижу - не поверю. Я была бы рада, если бы это реализовалось, но нужны соответствующие условия. Да и самим людям легче в черный пакет все сразу бросить и не заморачиваться".

Тем не менее каким-то образом реализовывать идею региональному оператору все-таки придется. Сейчас на владикавказском полигоне твердых бытовых отходов мусор сортируют вручную. Завода по его переработке в республике нет, и контейнеры с пластиком и металлом отправляются в другие регионы. Биологические отходы же остаются гнить на месте. Роспотребнадзор регулярно добивается закрытия полигона через суд, однако другого места для захоронения твердых бытовых отходов у республики просто-напросто нет, и полигон раз за разом открывают снова. Зато несанкционированных свалок, замеченных общественными организациями, в республике по меньшей мере 34.

Таким образом, когда Осетия обзаведется в мае региональным оператором, первое время ему придется разгребать скопившиеся проблемы как в виде мусора, так и в виде отношения людей к проблеме утилизации отходов.