Дочь главы Чечни, 26-летняя Айшат Кадырова заявила, что решила оставить пост вице-премьера республики и сосредоточиться на бизнесе. Старшая из детей руководителя республики работала во власти последние пять лет, теперь она займется делами своего модного дома Firdaws. Сайт Кавказ.Реалии поговорил с политологами и чеченскими активистами о возможных причинах, которые заставили Айшат Кадырову уйти.
В 2008 году тогда только возглавивший республику Рамзан Кадыров заявил, что в его роду "ни одна женщина не работала и не будет работать", их обязанность – рожать детей. На уточняющий вопрос, что будет, если его дочь Айшат все же захочет сделать карьеру, глава Чечни отрезал: "Она не должна этого хотеть".
Однако через 12 лет политик изменил своим принципам – в 2020 году 21-летняя Айшат Кадырова стала заместителем регионального министра культуры, а через год уже возглавила министерство. Так она побила федеральный рекорд – до этого самым молодым министром культуры считался 25-летний Сергей Емельянов из Коми, ныне директор Александринского театра в Санкт-Петербурге.
В октябре 2023 года – новая ступенька в чиновничьей карьере Кадыровой: пост заместителя председателя правительства региона, а на следующий день – звание народной артистки Чечни.
"Это кадровое назначение внутри региона, это прерогатива главы региона. И в данном случае Рамзан Кадыров использует эту свою прерогативу", – прокомментировал новую должность дочери главы Чечни пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков.
Рамзан и Айшат Кадыровы
Айшат Кадырова курировала социальный блок, в который входят образование, культура и здравоохранение. В рейтинге профильных вице-губернаторов она, как правило, оставалась в "середнячках", что свидетельствует о достаточно невысокой оценки ее профессиональной деятельности. Кстати, среди заместителей председателей региональных правительств по социальным вопросам около половины – женщины, так как эта сфера традиционно числится за ними.
27 февраля в запрещенном в России инстаграме Айшат Кадырова сообщила о своем увольнении.
"Я думаю, что эта работа больше подходит для сильного мужчины. Я же буду заниматься проектами в бизнесе", – сказала бывшая чиновница. Теперь она вернется к работе в своем модном доме Firdaws.
Напомним, в администрацию старшая дочь главы Чечни пришла из бизнеса. В неполные 20 лет она заменила мать Медни Кадырову как учредитель ООО "Фирдаус" – это юридическое название компании, владеющей модным домом. Айшат оставалась учредителем все эти годы, даже будучи чиновницей. В 2019 году, после открытия бутика Firdaws в центре Москвы газета "Коммерсантъ" писала, что представители модной индустрии отказались комментировать это событие, а модели Firdaws "сложно оценивать с точки зрения стиля и высокой моды".
Фирма Айшат Кадыровой относится к малому бизнесу. Согласно открытым данным, максимальную выручку компания получила в 2023 году – 81 млн рублей, на чистую прибыль пришлось 45 млн. 47 млн рублей же составляет кредиторская задолженность. Финансовые аналитические порталы отмечают – платежеспособность организации остается на низком уровне, существует высокий риск неисполнения обязательств, в том числе из-за нехватки оборотных средств и высокой закредитованности.
Читайте также Дочь Кадырова подарила подругам восемь браслетов Cartier. Цена каждого начинается от 400 тысяч"Одна фамилия управляет всем"
Подконтрольные властям Чечни СМИ пытались создать для Айшат Кадыровой образ эффективного руководителя, но она оказалась на этом посту только ради укрепления наместничества своего отца, считает представитель чеченского движения NIYSO Ансар Дишни.
"Рассматриваться как преемница [Рамзана Кадырова] она не могла из-за пола. Назначение женщины на такую высокую должность неприемлемо по исламу и чеченским адатам, а в ФСБ и Кремле знают настроения народа. Они не стали бы рисковать", – добавил спикер, комментируя версию о продвижении Айшат как возможной преемницы отца.
При этом уход Кадыровой с поста вице-премьера вряд ли связан с недовольством, что молодая женщина стала вице-премьером и членом правительства, считает руководитель чеченской политической организации "Единая сила" Джамбулат Сулейманов. Он убежден, что другие дочери Рамзана Кадырова со временем тоже получат высокие должности.
"Никакого неудобства или чувства вины у них нет. Что бы им не взбрело в голову, они это сделают и найдут оправдание. Перед кем стесняться? Перед народом, который ни во что не ставят? Скорее всего уход связан с другим – на дочери замкнуты активы семейного бизнеса", – заявил Сулейманов.
Однако свободно заниматься активами семьи, прежде всего зарубежными, Айшат будет сложно – с другими родственниками она включена в санкционные списки США, Евросоюза и Японии. Ограничения введены и в отношении Firdaws. Именно этим можно объяснить крайне эмоциональную и болезненную реакцию главы Чечни на каждый пакет санкций в отношении его семьи. При этом уже экс-чиновница, как и другие "подсанкционные" дочери, имела и пользовалась в путешествиях паспортом на другое имя.
Сулейманов подчеркивает – в реальности Кадыров и члены его клана не принимают текущих управленческих решений, занимая должности "декоративно". Реальной деятельностью занимаются "рабочие лошадки" из числа заместителей. Поэтому он уверен, что, как с приходом Айшат пост, так и после ее отставки, в социальном блоке республики ничего не изменится.
"Единственная задача – протащить род Кадыровых через должностные посты, чтобы они хотя бы по документами числились успешными управленцами. С другой стороны, чеченцам показывают, что все в республике в руках этого клана. Реальной работой могут заниматься заместители, но никто не должен забывать, что здесь только одна фамилия правит всем", – подытожил руководитель "Единой силы".
В управленцы – против воли семьи?
Политолог Дмитрий Дубровский в комментарии сайту Кавказ.Реалии предположил, что отставка Айшат Кадырова может быть связана с "расчисткой" места под другого близкого к главе Чечни человека и построения им административной карьеры. В несоответствии образа женщины-политика чеченским традициям причину отставки не видит и президент Ассамблеи народов Кавказа Руслан Кутаев.
"Если при назначении молодой дочери Кадырова кто-то и мог недоумевать или посмеиваться, со временем этот вопрос улегся. Поэтому его обсуждение вряд ли стало поводом для ухода. Не исключен и следующий вариант – молодая женщина могла просто устать, ей было тяжело находиться в жестком мужском коллективе, фактически военно-политическом", – рассуждает он.
Денег у семьи хватит на безбедную жизнь нескольких поколений
Руслан Кутаев подчеркивает, что с самого начала чиновничья карьера не была инициативой Айшат Кадыровой – это назначение могло быть предложено из Москвы, когда в администрации президента "прощупывали" разных кандидатов в преемники Рамзана Кадырова.
"Россия сегодня находится в непростом положении, при этом не оставляет планов по сохранению контроля над национальными республиками. Все дети Кадырова могли рассматриваться в качестве потенциальных преемников, были востребованы как кандидаты на высокие должности в государственном управлении. У меня есть сведения, что сам Кадыров и его мать, бабушка этих дочерей и сыновей, не хотели, чтобы те шли во власть. Их будущее видели в ОАЭ или Европе, где они могли жить и учиться. Денег у семьи хватит на безбедную жизнь нескольких поколений", – рассказал Кутаев.
Он предпожил, что Москва действовала по принципу "разделяй и властвуй" – чиновничьи карьеры детей выстраиваются только для того, чтобы после смерти Кадырова стравить их, так как каждый будет иметь свой круг общения и связи. Они оказались заложниками долгосрочной политической игры.
Другое мнение – у главы "Transparency International – Россия" Ильи Шуманова. По его словам, именно Кадыров принимает решения о кадрах и пытается выстроить систему распределения родственников и ближайшего окружения на разных позициях, в том числе и на федеральном уровне. Сама модель назначения членов семьи чиновниками регионального или федерального уровней стала для него определенной стратегией, считает эксперт. Кто-то из них подходит для реализации такой задачи, другие нет.
"Очевидно, что Айшат Кадырова – не самый лучший претендент на какие-то федеральные должности просто в силу того, что это женщина и она воспитывалась как женщина в Чечне. К тому же у нее действительно есть увлечение – создание одежды, модельный дом Firdaws. По всей видимости, это то, чем отец разрешил ей заниматься", – предположил Шуманов.
В Чечне десятки родственников главы республики назначаются на высокие позиции в руководстве региона. Должности имеют его дети, сестры, зятья, племянники, братья различной степени родства. Редакция Кавказ.Реалии собрала полный список людей из клана Кадыровых.
- Айшат Кадырова является "заслуженным работником культуры", у нее есть медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, медали "За защиту прав человека", "За заслуги перед Чеченской республикой", за "вклад в развитие" региона по случаю его 100-летия, орден Дружбы от самопровозглашенной "ДНР" и высшая награда Чечни – орден Кадырова.
- В конце 2017 года Би-би-си опубликовала расследование, из которого следовало, что Айшат Кадырова якобы открыла в центре Грозного магазин интимных аксессуаров и эротического женского белья Lady A. Он расположился в торговом центре "Фирдаус" – рядом с другими магазинами старшей дочери главы Чечни. "Это подлая и грязная ложь!" – заявил РБК на тот момент министр по национальной политике, внешним связям, печати и информации Чечни Джамбулат Умаров.
- В 2022 году в арбитражный суд Москвы поступил иск о взыскании долга с фирмы "Фирдаус" – издательский дом Condé Nast, ушедший из России с начала войны в Украине, потребовал от фирмы Айшат Кадыровой возврата долга в размере 814 тысяч рублей, а также неустойку в 893 тысячи рублей. Как следует из материалов арбитражного дела, долг тянется с июля 2019 года. Затем Condé Nast отозвал свой иск и отказался от требований, причины не разглашаются – вероятно, вопрос был решен в досудебном порядке. Медиагруппа выпускала глянцевые журналы Vogue, GQ, GQ Style, Tatler, AD, Glamour и Glamour Style Book. Затем Condé Nast отозвал свой иск и отказался от требований, причины не разглашаются.