Любо, братцы, любо

Среди реестровых казаков практически нет потомственных...

Казаки Северной Осетии надеются, что с приходом в республике новой власти отношения между казачьими организациями, количество которых в последнее время увеличивалось из года в год, улучшатся.

На территории Северной Осетии казаки живут дольше, чем существует сама республика, - с XVI века. С возведением Владикавказской крепости, a затем с приданием ей статуса города, Владикавказ стал центром Терского казачества. Казаки охраняют границы, правопорядок, занимаются сельским хозяйством, сохраняют национальную культуру и традиции. Сейчас в республике остались даже несколько населенных пунктов, в которых большинство жителей – потомственные казаки: прежде всего это станицы Архонская и Николаевская. В общей же сложности казаков в Осетии намного больше тысячи. Правда, насколько именно больше - сказать трудно, так как некоторые казаки забыли свои корни, a некоторые, не имея казачьих корней, наоборот называют себя казаками.

Это значит, что любой может написать заявление и быть казаком?

Особенная путаница с тем, кого называть казаками, началась после принятия устава Терского войскового казачьего общества, где в одном из пунктов сказано, что «казаками станичных казачьих обществ могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста и взявшие на себя обязательства по несению государственной и иной службы (деятельности), а также иные граждане Российской Федерации, вступившие в указанные казачьи общества и соблюдающие их уставы».

- Что же это получается? – возмущается атаман Владикавказского округа Терского казачьего войска, председатель Северо-Осетинской региональной общественной организации «Культурный центр Терского казачества» Валерий Храбрых. – Это значит, что любой может написать заявление и быть казаком?​

В общем, проблему с желающими «записаться в казаки» решили, создав реестровые казачьи общества. Реестровым может быть как потомственный казак, так и любой гражданин России. Это не смогли принять многие родовые и потомственные казаки и остались в общественных организациях, в которые могут вступать только потомственные. Обязанности между «реестровыми» и «общественными» тоже разделили четко. Реестровые казаки находятся на государственной службе, получают небольшую зарплату, патрулируют границы и улицы поселков. Общественные – занимаются сохранением и развитием культуры и традиций казачества.​

- В числе реестровых казаков практически нет потомственных, - говорит заместитель председателя государственного казенного учреждения РСО-А «Казачий культурный центр» Роберт Хачатрян. - В основном это осетины. Но мне кажется, что казак обязательно должен быть казаком по крови. Мне тоже предлагали быть в казачьем войске атаманом, но какой же из армянина казачий атаман?

При этом своим главным делом – несением службы и защитой государства – так или иначе все равно занимаются все казаки вне зависимости от организации, к которой они причислены, возраста и чина. Терские казаки принимали активное участие в урегулировании ингушско-осетинского конфликта, а также в сражениях в «горячих точках» - Приднестровье,Южной Осетии, Абхазии, Донбассе. А походный атаман Терского казачьего войска (которое, кстати, по факту является общественной организацией) Владимир Костионов и вовсе был убит под Луганском, спасая своего товарища.

В числе реестровых казаков практически нет потомственных

Все казаки в Северной Осетии испокон веков соблюдают православную веру и называют себя «воинством Христовым». В связи с этим у них есть как традиционные привилегии – например, право входить в храм с оружием, так и вынужденные. Так, у «Культурного центра Терского казачества» одно время не было своего помещения. Первой, кто откликнулся на просьбу о помощи, стала Ильинская церковь г.Владикавказа, где на протяжении нескольких лет и проходили сборы организации.

- Отец Василий нам сказал, что это наш храм, и что мы здесь не гости, - рассказывает атаман Храбрых.

Но скитания длились недолго: два года назад администрация г.Владикавказа построила для общественных организаций города отдельное здание, где наряду с другими получили помещение и казаки общественного «Культурного центра Терского казачества». Казаки отмечают, что они не платят ни рубля за аренду помещения и коммунальные услуги в новом красивом здании.

Но за помощью государства казакам как организации, так и отдельным лицам приходится обращаться довольно-таки часто. Сейчас внимание казаков, в основном проживающих за пределами столицы республики, привлекла возможность получения грантов на сельскохозяйственные нужды, которую им предложило новое руководство республики. Казаки отнеслись к этому предложению с недоверием, но нашлась одна казачка из станицы Архонской, которая все-таки составила бизнес-план и написала заявку. В итоге она получила 500 тысяч рублей на строительство своей теплицы. Теперь атаман Храбрых уверен, что в следующем году желающих развить свое подсобное хозяйство в предприятие малого бизнеса будет гораздо больше.

В ближайших планах «Культурного центра Терского казачества» - открытие казачьей группы в детском саду и казачьего класса в школе станицы Архонской. Это должно произойти уже в декабре этого года. Помимо общеобразовательных предметов дети будут изучать культуру казаков и их традиции. Одной из первых традиций, которые казаки собираются возродить, станет сажание на коня: своеобразным посвящением в казаки испокон веков был момент, когда трехлетнего мальчика сажают на жеребца и отец дарит ему папаху или кинжал.

Также Валерий Храбрых надеется, что рано или поздно все казачьи организации придут к общему знаменателю: в последний год они уже стали участвовать в мероприятиях друг друга. Дает надежду и то, что осетины веками были надежными союзниками казаков, a многие из них служили в казачьих войсках и своей воинской доблестью и отвагой заслуженно получали не только государственные награды, но и офицерские чины вплоть до генерала. A сейчас и вовсе появилась надежда на прекращение междоусобицы: заместителем министра национальных отношений РСО-A стал казак Владимир Писаренко. Теперь диалог из кулуарного может вырасти в официальный, и казаки вместе с осетинами встанут под знамена, под которыми они выступали всегда, - знамена «государевых людей».