В Черкесске журналистке из Казани Гузель Касимовой, а также активистке из Невинномысска Сталине Эрленбах вменяют статью о заведомо ложном сообщении о теракте – дело завели из-за расклейки листовок. Касимову сперва арестовали якобы за неподчинение полиции, а на выходе из спецприемника задержали уже по уголовному делу. Эрленбах поместили в изолятор, когда она приехала в местное отделение полиции писать заявление о пропаже подруги. В чем теперь их обвиняют, разбирался сайт Кавказ.Реалии.
Касимову задержали в Черкесске 21 ноября, ее обвинили в неподчинении законному требованию сотрудника полиции и арестовали на десять суток. Около суток после задержания Касимовой сотрудниками центра по противодействию экстремизму МВД по Карачаево-Черкесии о ней не было ничего известно. В попытках ее найти казанские знакомые звонили в отделения полиции в Черкесск. Ее соратница и подруга Эрленбах приехала из Невинномысска в Черкесск, чтобы подать заявление о пропаже, после чего ее также задержали.
По словам юристки, знакомой с делом обеих активисток, задержания Касимовой и Эрленбах прошли с нарушениями, о которых стало известно позже на суде по мере пресечения. Поздно вечером 21 ноября к Касимовой подошли сотрудники МВД в штатском и спросили документы, а после приказали сесть в машину без номеров, рассказала собеседница. Касимова, по ее собственным словам, показала свой паспорт и попросила их достать удостоверения – один из полицейских его при себе не имел.
Допрос Касимовой в ночь задержания проводили семеро полицейских и один сотрудник ФСБ. К утру на журналистку составили протокол о неподчинении сотрудникам правоохранительных органов. В них не стояла подпись Касимовой, на что обратил внимание судья. На заседании проводившие допрос сотрудники заявили, что Касимова отказалась их подписывать. Но самое удивительное, подчеркивает собеседница редакции, сами полицейские признавали в суде, что Касимова добровольно села к ним в машину, что противоречит обвинению о неподчинении. Тем не менее, по нему активистке назначили 10 суток.
На выходе из спецприемника Касимову задержали уже по уголовному делу – "о заведомо ложном сообщении о готовящемся взрыве с целью дестабилизации деятельности органов власти". Пока Касимова отбывала административный арест по делу о неподчинении полиции, по подозрению в этом же преступлении в Черкесске арестовали Эрленбах.
По версии следствия, не позднее 20 ноября она вместе с Касимовой расклеивала в городе листовки, в которых сообщалось о включении города "в списки авианалетов", якобы готовящейся эвакуации населения и отсутствующих бомбоубежищах. Следствие намерено провести лингвистическую экспертизу, однако спустя более месяца с момента возбуждения уголовного дела и ареста обвиняемых этого до сих пор не сделано.
Эрленбах подала заявление в управление Следственного комитета по Карачаево-Черкесской республике на следователя по фамилии Чагаров за превышение должностных полномочий, принуждение к даче показаний и фальсификацию доказательств, рассказывает знакомая с делом юристка. По ее словам, в протоколах значатся показания, которые Эрленбах не давала: о том, что Касимова якобы за деньги предложила ей расклеить эти листовки после того, как во время совместной прогулки по Черкесску их им отдал неизвестный мужчина.
Дело Лады-Русь
Гузель Касимова занимается в Татарстане экоактивизмом и раньше работала журналисткой – в том числе в издании "Вечерняя Казань". Она освещала иски химического гиганта "Казаньоргсинтез" против экоактивистки Диляры Гайсиной, с которой завод судился с 2023 года из-за комментариев в соцсетях и официальных страницах надзорных и правоохранительных ведомств о порче воздуха в Татарстане.
Как минимум с мая 2022 года Касимова стала поддерживать самарскую активистку Светлану Ладу-Русь, а позже и разделять ее взгляды – по этой же причине, говорит знакомая Касимовой (мы не называем ее имя из-за репрессивного российского законодательства), ее уволили из издания "Вечерняя Казань".
"Я связываю эту ее поездку [в Черкесск] либо с ее позицией по Светлане Ладе-Русь, сторонники которой есть в разных наших регионах, либо с ее отзывчивостью на проблемы других людей", – рассказал редакции на условиях анонимности собеседник из числа казанских активистов.
В подтверждение этой версии звучат и слова юристки, знакомой с делом Касимовой. Когда активистку задержали в Черкесске 21 ноября, по ее словам, позже переданным через законного представителя, первый вопрос, который Касимовой задали на допросе, был: "Где сейчас находится Светлана Лада-Русь?"
66-летняя активистка Светлана Лада-Русь (настоящая фамилия Пеунова) заочно арестована и объявлена российскими властями в федеральный и международный розыск по обвинению в мошенничестве и умышленном причинении тяжкого вреда здоровью. В марте 2023 года Минюст внес Ладу-Русь в реестр иноагентов за призывы "к борьбе с действующей государственной властью РФ", а также выступлений против войны в Украине и формирования "негативного отношения к военной службе и государственной службе в целом".
Лада-Русь являлась председателем партии "Воля", которую в 2016 году Верховный суд РФ ликвидировал за экстремизм. Согласно открытым источникам, Светлана Лада-Русь в 2010 году подавала заявление в ФСБ с требованием проверить Владимира Путина и Дмитрия Медведева на предмет госизмены и смены конституционного строя. А позже, в 2012 году пыталась принять участие в президентских выборах, но не набрала требуемого количества подписей. По данным "Медиазоны", центр по борьбе с экстремизмом (ЦПЭ) следил за партией "Воля" и ее лидером Пеуновой "практически со дня создания" в 2012 году.
"Повод за что-то уцепиться"
По мнению активистов из Татарстана, внимание на Гузель Касимову, а следом и на Сталину Эрленбах силовики обратили из-за доноса другого активиста – Тимура Булатова.
"Он хвастается в своем личном канале, что готов посадить всех последователей Светланы Лады-Русь. А листовки – это просто повод за что-то уцепиться", – говорит знакомая с Гузель Касимовой казанская активистка.
В этом убежден и другой собеседник редакции из группы поддержки Касимовой. По их информации, именно Булатов инициирует обыски и аресты сторонников Светланы Лады-Русь, которых он в своем телеграм-канале называет "пеуновками". Еще в 2014 году о публичных доносах Булатова – тогда против представителей ЛГБТ – писала "Фонтанка".
"Когда появилось гнусное видео этого провокатора, который настучал на нее, донес, я лично думал, что это именно его затея. Я тогда тоже записал видео, в котором требовал обратить внимание на пропажу Гузель. Но из-за давления органов [МВД Республики Татарстан] был вынужден его удалить", – рассказывает активист из группы поддержки Касимовой.
По его словам, после публикации видео в личном канале ему позвонил некий сотрудник полиции и пригрозил возбудить уголовное дело о клевете и фейках, если тот не удалит видео из публичного доступа. Наш собеседник согласен, что отчасти там содержалась неподтвержденная информация.
"Мы же не знали, что с Гузель, где она, как она. Мы на эмоциях полагали, что в полиции к ней применяют пытки, не знали этого точно, а высказались", – признается активист.
Откуда на самом деле взялись листовки с якобы ложным сообщением о готовящемся теракте, которые вменяют Касимовой и Эрленбах, неизвестно – собеседница редакции ссылается на адвокатскую тайну. Вместе с тем она указывает на репост в телеграм-канале Касимовой некоего документа под грифом "секретно" за якобы подписью премьера Мишустина. В нем приводится список городов, которые находятся под "риском бомбежек". В этом списке есть и Черкесск. Власти и официальные СМИ его содержание опровергают. Возможно, под влиянием этой информации Гузель Касимова стала расклеивать листовки с призывом "объединяться в комитеты защиты, чтобы обезопасить себя и свою жизнь", отмечает юристка.
"Хотя у нас везде сейчас руководители страны говорят о том, что нужно, как говорится, быть готовыми к разным ситуациям. Примерно то же самое написано в этих листовках, которые вменяют им [Касимовой и Эрленбах]. Почему лицам государства можно это говорить, а простым людям, женщинам нельзя это говорить? За такое сажать женщин, одна из которых вообще пенсионер!" – подчеркивает она.
Гузель Касимова и Сталина Эрленбах заключены под стражу в СИЗО-1 Черкесска до 22 января 2025 года. По вменяемой статье женщинам грозит до 8 лет лишения свободы.