“Кручу-верчу - обмануть хочу”

Краснодарский краевой суд по заявлению регионального Минюста приостановил деятельность кубанского отделения “Яблока” на три месяца. Это произошло еще в декабре, но в партии об этом узнали только на прошлой неделе.

“Ни меня, ни федеральное бюро партии о решении суда никто не известил”, - рассказал “Кавказ.Реалии” глава краснодарского отделения “Яблока” Евгений Витишко.

“Я узнал обо всем этом несколько дней назад. Мы по закону можем сейчас изменять или дополнять своими людьми территориальные избирательные комиссии (ТИКи) в различных районах края. Мы направили в ейскую ТИК письмо, что просим дополнить избирательную комиссию такими-то гражданами, а нам ответили, что мы ничего не можем предлагать, так как у нас приостановлена деятельность”, - пояснил политик.

“На прошлой неделе я заседал в краевом избиркоме, подавал отчетность, руководитель нашего Минюста сидела напротив и видела меня, но ничего мне не сказала”, - недоумевает Витишко.

По его мнению, в этом деле замешан департамент внутренней политики администрации Краснодарского края, и ситуация ровно такая, как летом прошлого года - накануне выборов партии начинают строить какие-то препоны.

“Прошлым летом у нас прошла конференция, на которой меня избрали председателем регионального отделения. По версии Минюста, на этой конференции произошло нарушение устава - был принят ряд членов партии и созданы местные первички в региональном отделении решением федерального бюро партии. Вроде как это противоречит уставу самой партии, хотя это не так. Партия вольна делать что угодно - принимать членов партии, исключать, создавать что-то”, - говорит Витишко.

Из-за всей этой истории, когда бывший глава регионального отделения Владимир Рыжаев, в марте вышедший из партии, а в июле созвавший свою конференцию, сформировал параллельные списки для участия в выборах депутатов заксобрания Краснодарского края в сентябре, “Яблоко” не смогло принять в этих выборах участие.

“Тогда Минюст вынес представление в мой адрес, а затем и в адрес регионального отделения о том, что при проведении конференции был нарушен устав, то есть, по их мнению, наша конференция не была легитимной. После конференции я подал соответствующие документы о том, что у нас изменился председатель, плюс на самой конференции присутствовали представители Минюста и крайизбиркома, но они оставались на своей позиции”, - рассказывает Витишко.

Он обжаловал представление Минюста в суд, но получил отказ в обжаловании, при этом Октябрьский районный суд вынес определение, что это представление правовых последствий для партии не несет.

“Но никакие изменения в правовые документы Минюст не внес, у них по реестру числится предыдущий председатель, который демонстративно вышел из партии, но на которого они теперь и ссылаются, в преамбуле к декабрьскому решению”, - отмечает Витишко.

“Не пригласили ни меня, ни федеральную партию на вынесение решения и не уведомили о вынесенном решении и о проведенном суде. Мы могли в этом на всех стадиях поучаствовать, но мы ни о чем не знали. Сейчас уже даже сроки для апелляции прошли, хотя я надеюсь, что нам их восстановят, и мы будем обжаловать это соответствующим образом”, - заключил глава кубанского отделения.

“В Краснодарском крае власти традиционно борются с нашей партией, и это возмутительно, вмешательство в действия политической партии недопустимо”, - сказал “Кавказ.Реалии” зампредседателя федерального “Яблока”, глава избирательного штаба Григория Явлинского Николай Рыбаков.

По его мнению, и прошлогодний инцидент с “раздвоением” регионального отделения, и текущие события связаны с приближающимися выборами. Тем не менее, уверяет Рыбаков, на выборы президента РФ, в которых намерен участвовать Явлинский, произошедшее никак не повлияет: “Избирательные штабы работают, всё финансирование идет через счет кандидата, а не через счет партии”.

“Рыжаев давно вышел из партии, но в ЕГРЮЛ как руководитель регионального отделения до сих пор значится именно он, а не фактический руководитель. Это юридический абсурд, и это все признают. Мы встречались с представителями Минюста, и они говорят: “Да, что он не член партии, но в ЕГРЮЛ-то он записан”. Однако непризнание региональным Минюстом полномочий председателя кубанского отделения никак не отразится на нашей предвыборной работе”, - подчеркнул Рыбаков.

По словам Витишко, противодействие власти, возникшее в период выборов, создаст ему определенные сложности, но “не критичные”.

“У меня один из самых больших избирательных округов, 4 миллиона избирателей, и мне теперь серьезно усложнили работу по наблюдению. Раньше я мог самостоятельно направлять людей в те ТИКи, куда мне нужно, а сейчас это всё придется проводить через Москву. С точки зрения технических моментов, пересылки документов туда-сюда - процесс для меня осложнился”, - сказал он.

На сайте Краснодарского краевого суда сообщается, что решение по делу о приостановлении деятельности кубанского отделения партии “Яблоко” было принято 26 декабря 2017 года судьей Василием Сидоренко. На просьбу “Кавказ.Реалии” прокомментировать, почему Сидоренко либо другой сотрудник суда не известил ответчиков о процессе, в пресс-службе суда предложили прислать запрос на имя председателя суда. На момент написания материала ответа из суда не поступило.

Точно так же не удалось получить ответа от краснодарского Минюста. Сообщение о приостановлении деятельности кубанского отделения “Яблока” появилось на сайте ведомства только 2 февраля, уже после того, как о произошедшем узнали СМИ, от оперативного комментария в Минюсте отказались, предложив написать запрос.