Клан Кадырова в силовых структурах: родственник главы Чечни возглавил ОМОН "Ахмат-Крепость"

Абдул-Керим Кадыров (слева) и Рамзан Кадыров, иллюстративная фотография

Двоюродный брат главы Чечни, майор полиции Абдул-Керим Кадыров, назначен командиром ОМОН "Ахмат-Крепость" – подразделения Росгвардии на транспорте. Государственные чеченские медиа заявляют, что оно "с первого дня" участвует в полномасштабном вторжении в Украину. Однако военные эксперты сомневаются в реальности вклада "Крепости" в эту войну.

До нового назначения Абдул-Керим Кадыров служил в подразделении СОБР "Терек". В 2019 году он стал руководителем его тренировочного центра, еще через год он получил медаль "За содружество". Но известен двоюродный брат главы Рамзана Кадырова стал уже после этого – по конфликту между бойцами спецназа из Чечни и других регионов России, который произошел в 2021 году.

Тогда новый командир "Ахмат-Крепости" не смог пройти квалификационные испытания на право ношения крапового берета, его сняли еще на первом этапе. Других чеченских бойцов во время марш-броска подвозили на машинах, хотя они должны были бежать сами. Возникший из-за этого конфликт между спецназовцами в итоге закончился дракой. Она попала на видео, но в Росгвардии все отрицали, объясняя произошедшее "эмоциями".

О якобы боевых успехах подразделения "Ахмат-Крепость", которым теперь руководит Абдул-Керим Кадыров, глава Чечни заявлял, например, в ноябре 2022 года. Тогда он утверждал, что уже бывший командир подразделения Аслан Хизриев лично участвует в ликвидации украинских "бандформирований". Местоположение подразделения он не уточнял.

В сентябре 2023 года замкомандира Суламбек Атамазов говорил, что бойцы "Крепости" трижды были в зоне "СВО" ("специальная военная операция" – так войну против Украины называют власти РФ). Конкретные локации он тоже не назвал, но отметил, что задачами были "борьба с диверсионно-разведывательными группами" и охрана избирательных участков во время "референдумов" на оккупированных территориях о "присоединении" к России. Из официальных сообщений следует, что бойцы "Ахмат-Крепости" с сентября 2022-го по январь 2023 года действовали в Запорожской области.

Они просто заходили в пустые дворы и снимали тиктоки

Военные аналитики, опрошенные Кавказ.Реалии, отмечают, что установить реальную боевую роль "Ахмат-Крепости" сложно. По словам Яна Матвеева, подтверждений их участия в боях нет – информация о деятельности кадыровских подразделений поступает в основном от них самих.

С ним соглашается эксперт по российской внешней и оборонной политике Павел Лузин. Чеченские формирования Росгвардии и полиции ездят на оккупированные территории Украины в так называемые командировки, но "давным-давно не воюют", говорит собеседник.

"Что касается тех, кто заключает контракты с "Ахматом" именно на участие в боевых действиях, то там в 2023-2024 годах в основном были люди из других российских регионов – самих чеченцев там не очень много. Грубо говоря, есть "Ахмат" для чеченцев с Апти Алаудиновым, и они особо не воюют, а занимаются "поддержанием порядка" в тыловых районах войск, и есть "Ахмат" как комбинат пушечного мяса для тех дурачков, кто хочет повоевать ради заработка, но не хочет связываться с Минобороны", – объясняет Лузин.

Схожего мнения придерживается и военный аналитик Давид Шарп

"Доступной и подтвержденной информации о том, где находятся различные "Ахматы" и в каких операциях участвовали, мало – она отрывочная. Частично это пропаганда. Известно, что кадыровские формирования редко появляются в боевых сводках. Они засветились в Белгородской и Курской областях, но в основном по тыловым задачам. На фронте же чаще действует "Ахмат", набираемый из контрактников и добровольцев, проходящих через Чечню – там чеченцев немного. Этот "Ахмат", который в той или иной степени курирует [Рамзан] Кадыров, участвует в боях активнее", – говорит аналитик.

Влияние кадыровских подразделений на войну Шарп называет мизерным. По его словам, военные из Чечни редко появляются на передовой, если не считать первые дни полномасштабного вторжения, когда наступление казалось российскому политическому руководству "легкой прогулкой". Сейчас достоверных сведений об участии кадыровцев в боях почти нет.

Родственники Кадырова должны продвигаться в силовых структурах

Командир "Ахмата" Апти Алаудинов лишь пару раз упоминал ОМОН "Ахмат-Крепость", а Рамзан Кадыров в последнее время говорил об этом подразделении только в контексте учений и награждений – его слова об участии бойцов в войне остались без подтверждений, указывает Ислам Белокиев, политический блогер и бывший пресс-секретарь воюющего на стороне Украины чеченского батальона имени шейха Мансура.

"Единственный год, когда они активно выкладывали ролики о своем участии в СВО, – 2022-й, при командовании Аслана Хизриева. Но с одним нюансом: это были в основном зачистки уже оккупированных территорий, а не реальные бои. Они просто заходили в пустые дворы и снимали тиктоки. При этом их сопровождала группа гражданских операторов", – говорит Белокиев.

По его словам, назначение Абдул-Керима Кадырова в "Ахмат-Крепость" – лишь продолжение практики продвижения родственников главы Чечни.

"Для него привычна постоянная рокировка: один и тот же человек за год может сменить несколько должностей без очевидной причины. Так что я бы не стал придавать этому событию особое значение", – считает Белокиев.

С ним соглашается чеченский политолог Руслан Кутаев.

"Прежде всего, это назначение связано с тем, что родственники Кадырова должны продвигаться в силовых структурах. Дело не в том, что тем, кто уже занимает эти посты, не доверяют. Нет, Кадыров не держал бы на этих должностях людей, которым не верит – они давно лишились бы места. Скорее, его логика в том, что родственники должны расти именно в этом [силовом] направлении", – заключил собеседник.

  • В Чечне родственники главы республики назначаются на высокие позиции в руководстве региона. Должности на госслужбе занимают его дети, сестры, зятья, племянники, братья различной степени родства. Редакция Кавказ.Реалии собрала самый полный список людей из клана Кадыровых, работающих в госструктурах республики.
  • В Чечне создано уже 14 полков, батальонов и других формирований, носящих имя отца главы региона – Ахмата Кадырова. На становление культа личности отца Рамзана Кадырова и укрепление таким образом собственной власти руководителя Чечни указывали правозащитники.