Христиане vs традиционалисты

Кафедральный собор великомученика Георгия Победоносца во Владикавказе

Православная общественность Северной Осетии требует прекратить её травлю

Православные Северной Осетии возмущены ущемлением своих прав. По мнению верующих, анонимно распространивших в соцсетях свое обращение, сейчас идет "рейдерский захват древнего христианского наследия" и дискриминация христиан.

Устали молчать

Причиной появления обращения стали оскорбительные высказывания депутата молодежного парламента Романа Габараева, который в комментариях в сети нецензурно предлагал гнать из Осетии "всех попов с их крестными ходами". Габараев впоследствии от своих слов отказался, но было уже поздно.

"Долготерпение имеет пределы, если дело касается защиты веры и Родины. Мы, православные жители Алании, заявляем, что в течение нескольких последних лет в республике с молчаливого одобрения властей происходит жесткое давление на православную церковь и православных христиан", – сказано в документе.

Для христиан, утверждают авторы письма, закрыт храм Пресвятой Богородицы в с. Хӕрисджын, где 600 лет хранилась Моздокская икона Божией Матери. Собор был осквернен, иконы и памятная доска, свидетельствующая о христианской принадлежности места, выброшены в пропасть.

Читайте также Обратно к корням

Кроме того, считают недовольные, повсеместно распространяется "ложная и агрессивная информация о насильственной христианизации осетин царской администрацией".

Их также возмущает, что в рамках празднования 1100-летия Крещения Алании, которое будет проходить в 2022 году, планируется ремонт стадиона, реконструкция канализации и проведение турнира по вольной борьбе, однако в программе нет ни росписи кафедрального собора в центре Владикавказа, ни завершения строительства храма Александра Невского.

"Мы долго замалчивали нелицеприятные моменты, которые распространялись в сети Интернет так или иначе настроенными радикально людьми, – говорит 'Кавказ.Реалии' архиерей Владикавказской и Аланской епархии Леонид. – Мы через это уже проходили. Я долгое время служил за границей и был свидетелем революций, которые проходили по таким же сценариям. Это недопустимо, чтобы кто-то на осетинской земле имел возможность оскорблять по религиозному или национальному признаку".

Реакция на "анонимку"

В "Высшем совете осетин" обращение православных считают анонимкой, допуская его возможную политическую ангажированность.

"Испокон веков наши предки отличались терпимостью к представителям других религий, – утверждает председатель 'Высшего совета осетин' Руслан Кучиев. – Брат моего деда был священником, а дед – обычным осетином, который ходил в святилище и возносил молитву с тремя пирогами. Никогда у них не было противоречий. И сейчас пытаться раскрутить их и нажить на этом дивиденды, в том числе политические, некрасиво и неправильно".

К дискуссии подключились депутаты, сенаторы и общественники. Каждый говорит об одном: Северная Осетия многоконфессиональна, а религиозная нетерпимость неприемлема.

"Считаю недопустимым какие-либо притеснения или ущемления христианства, которое на протяжении сотен лет крепкими узами связывало нас с Россией. […] Считаю неприемлемым предвзятое отношение к мусульманам, которые всегда являлись неотъемлемой частью нашей истории, – написал в Instagram сенатор Арсен Фадзаев. – Не вижу поводов для негатива в адрес тех, кто хочет исповедовать свои традиционные верования".

Владыка Леонид пообещал, что не позволит дискриминировать православных в Осетии: "Пока я правящий архиерей Владикавказской и Аланской епархии, пока я возглавляю эту кафедру, я не дам разорвать духовную и государственную пуповину, которая связывает наше великое отечество Россию с нашей малой родиной Осетией".

"Я не допущу, чтобы Осетию сталкивали в каменный век язычества", – подытожил он.

Добавим, традиционная религия осетин – уацдин – сегодня поддерживается на государственном уровне, поскольку признана объектом нематериального культурного наследия.

По данным 2012 года, около 50% жителей республики считают себя православными. Число приверженцев традиционной религии в регионе гораздо выше, чем в целом по России. К таковым себя причисляют 29% местных.