Кавказ по пропуску

Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, Ингушетия

Жесткий пропускной режим делает бум туризма на Северном Кавказе маловероятным

Кавказ ждет иностранных туристов. Но чтобы посмотреть красоты и не нарваться на неприятности, интуристу придется запастись терпением, временем и переводчиком еще до начала путешествия.

Часть популярных природных и археологических жемчужин находятся в приграничных зонах. Это территории, прилегающие к госгранице России, въезд туда ограничен. Водопады Северной Осетии, древние башни горной Ингушетии, высокогорные селения, святилища и прочие изюминки спрятаны за заборами, блокпостами и шлагбаумами. Россиян, как правило, пускают по паспорту, а иностранцев ждет процедура проверки в погрануправлении ФСБ. Туда надо послать по электронке заявление, фото паспорта и визы. Всего 30 рабочих дней и будущий турист - счастливый обладатель пропуска в горные красоты. Или нет, если не прошел проверку. Причем запрос принимается только на русском языке. Английский не предлагается.

В горах Северной Осетии

Владимир Севриновский, руководитель направления "Чечня, Ингушетия, Дагестан" в туристической фирме "Кавказ Эксплорер" утверждает, что и при соблюдении правил, от сюрпризов российской реальности никто не застрахован.

"Как-то я вез вглубь Ингушетии, в Армхи, двух немецких журналистов. Пропуск был только у одного, но второй и не планировал заезжать в погранзону. Но пограничники оформили попытку нарушения порядка въезда, как только я стал объяснять, что с одним гостем мы заедем внутрь, а второй подождет водителя за блокпостом! Оказывается, зона начинается за пару десятков метров до шлагбаума. Да, мы видели плакат 'Вы въезжаете в погранзону', но не восприняли это буквально. В итоге долго объяснялись, заполняли какой-то формуляр, потеряли три часа. Гости были впечатлены такой 'экзотикой'".

Обычно, поясняет гид, данные гостей он отправляет в погрнуправление за два месяца. Как правило, с пропусками проблем не бывает. Однако, случаются ситуации, когда в Ингушетии и Кабардино-Балкарии дают добро, а в Осетии отказывают.

"Город мертвых" в Даргавском ущелье, Северная Осетия

"Но если это какие-то подозрительные люди, которые могут что-то плохое сделать вблизи российских границ, то их, по логике вещей, должны не пускать везде? Либо в погранзоне Осетии великий артефакт находится с государственной тайной, либо это маразм! Конечно, все это отпугивает потенциальных туристов. В то время, как их поток мог бы улучшить материальное положение местных жителей", - считает собеседник.

КТО здесь?

Еще одна внезапная преграда на пути законопослушного путешественника - это зоны контртеррористической операции, которые никак визуально не обозначены и могут быть объявлены вообще везде, всегда и на неопределенный промежуток времени. Например, в связи с возможным нахождением в этом месте предполагаемых боевиков. Теоретически пропуск на проезд через эту зону оформить для туристов можно, но для этого нужно мониторить одновременно сайты всех силовых структур различных республик, или обладать даром предвидения и заранее запастись документом на проезд территории, которая еще вчера зоной КТО не была. Так, израильские туристы, разгуливающие по Нальчику, не знали, что в соседнем квартале засели боевики, дом окружен и район объявлен зоной КТО, и получили штраф. Стражи порядка им объяснили, что зона и ее границы были объявлены часом ранее на портале местного МВД. Минувшим летом жертвой неосведомленности стал гражданин ЮАР, ехавший с другом по Сунженскому району Ингушетии. Домой он улетал со штрафным уведомлением. На память.

В Чечне, как говорят гиды, есть места, где КТО не отменяли с самой Второй Чеченской, и силовики периодически об этом "вспоминают". Однажды группу туристов задержали близ села Шатой, - рассказывает Севриновский, - и устроили людям настоящий допрос. Якобы, иностранцы рвались прорвать зону КТО.

Задержание, знакомство и беседа с силовиками, а также штрафные санкции - явно не то времяпровождение, о котором мечтает европейский отпускник. Не все иностранцы любят экзотику до такой степени.

Регламент, зона, задержание

Меньше всего свободы передвижения в Северной Осетии. Вся республика, за исключением трех городов и двух курортов - зона регламентированного посещения иностранцами. Ее границы визуально нигде не обозначены. Их очертания, правила въезда, а главное, смысл, непостижимы для гостей региона из-за рубежа. Тут уже нужно заботиться о двух пропусках: один от УФСБ, чтобы отъехать дальше Владикавказа и не быть задержанным при встрече с силовиками, а второй - от того же погрануправления, чтобы посетить, скажем, Мидаграбинские водопады в приграничной зоне в Даргавском ущелье.

Мидаграбинский водопад в Даргавском ущелье, Северная Осетия

Причем, сроки получения первого не оговорены официальными документами. В погрануправлении корреспонденту "Кавказ.Реалии" посоветовали обратиться в местный УФСБ и ждать. "Как правило, они эти запросы тоже нам пересылают, а потом мы отправляем оба пропуска нарочным на погранзаставу, или по указанному в заявлении адресу", - уверила по телефону пограничница.

Стоит ли властям на Северном Кавказе рассчитывать на туристический бум, учитывая все эти "зоны", "регламенты" и "наблюдения за перемещениями"? Это очень маловероятно.