Кадыров как алиби Путина: почему глава Чечни сопровождает президента на встречах с "исламским миром"

Кадыров и Путин на встрече с делегацией из ОАЭ, источник: телеграм-канал главы Чечни

Глава Чечни вместе с президентом России Владимиром Путиным участвовал в переговорах с главой ОАЭ. Рамзан Кадыров фактически единственный из российских губернаторов, кто регулярно присутствует на подобных встречах. Кремль прибегает к его помощи для продвижения своих интересов в исламском мире, но и Кадыров имеет в этом свою выгоду, указывают опрошенные редакцией Кавказ.Реалии эксперты.

В середине октября Кадыров присутствовал на встрече Владимира Путина и главы Объединенных Арабских Эмиратов шейха Мухаммеда бен Заида Аль Нахайяна. В телеграм-канале главы Чечни об этом появилось двухминутное видео, сопровождающееся формальным постом о "налаживании диалога" и "укреплении отношений между странами в период санкционного давления".

С учетом санкций Ближний Восток для Кадырова чуть ли не единственная заграница

Кадыров – частый гость на Ближнем Востоке и уже успел стать неофициальным эмиссаром Москвы в регионе, комментирует эксперт украинского Центра стратегических коммуникаций Максим Майоров: "Изначально его интерес был связан скорее с намерением перехватить и перевести на себя симпатии арабов к кавказскому сопротивлению. Кадыров "продает" странам Залива картинку "счастливого мусульманского края" под своим руководством".

Укрепление связей с Ближним Востоком при посредничестве главы Чечни началось много лет назад – еще до того, как тот оказался в санкционных списках США и Европы за нарушения прав человека в республике. В 2010 году он совершил поездку в Ливию – там его принимал диктатор Муаммар Каддафи. А в 2015 году в Грозный прилетал премьер-министр этой страны Халиф Аль-Аввель: тогда Кадыров выступил в роли освободителя задержанных в Ливии российских моряков.

В 2018 году глава Чечни совершил ряд визитов на Ближний Восток, в ходе которых семь раз встречался с высшим руководством ряда арабских стран. С тех пор Кадыров регулярно сопровождает Путина во время его официальных поездок в страны Персидского залива.

С учетом санкций Ближний Восток для Кадырова чуть ли не единственная заграница, где у него есть возможность реализовать свои амбиции политика международного масштаба, добавляет Майоров.

В декабре 2023 году во время очередного визита Путина в ОАЭ Кадыров вновь был официальным членом делегации. При этом встреча с наследным принцем Саудовской Аравии выглядела не просто формальной: с Кадыровым они обнялись как давние друзья.

Глава Чечни не самостоятельная фигура, ему лишь позволено представлять интересы РФ в мусульманском мире, указывал эксперт по странам Персидского залива Мохаммад Фараджаллах. По его мнению, лидеры стран Ближнего Востока понимают, что на самом деле Россию представляет на этих встречах только Путин и значение имеют только его заявления.

При этом сам Кадыров несколько раз пытался расширить зону своего влияния, критикуя глав западных стран или оспаривая мнения российских федеральных политиков. Например, в октябре 2020 года пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков напомнил ему, что вопросы внешней политики определяются президентом, а не губернаторами.

"Посол в исламском мире"

Кадыров на Ближнем Востоке воспринимается как доверенный человек Путина, говорит попросивший об анонимности политолог из Чечни: "Всем понятно, что Кадыров остается фигурой, определенной Москвой для встреч и поездок в страны арабского мира. Это позволяет ему стоять на голову выше Минниханова (Рустам Минниханов – глава Татарстана. – Прим. ред.), хотя по вложению капиталов Татарстан куда интереснее, чем маленькая и бедная Чечня".

По его оценке, Кадыров во время таких визитов используется как витрина, чтобы ввести в заблуждение мусульманские страны: "Так Кремль показывает – вот смотрите, мы там (в Чечне. – Прим. ред.) навели порядок, а Кадыр – наш "посол" в исламском мире. Мне кажется, он единственный из мусульманских глав в регионах, который сделал ставку на ислам. Кадырову удалось в этом убедить всех, и Кремль было бы грешно это не использовать".

Кадыров для Путина – это своего рода алиби в исламском мире

Фигуру Кадырова во время таких визитов стоит рассматривать только в контексте глобальной политики России, убежден старший научный сотрудник Международного института стратегических исследований (IISS, Лондон, Великобритания) Торнике Гордадзе.

"Москва сегодня пытается создать фронт против Запада и играет со всеми актерами так называемого Глобального Юга. Кадыров для Путина – это своего рода алиби в исламском мире: мол, вот, я хоть и убил сотни тысяч в Чечне и в Сирии, тем не менее я не враг исламскому миру, а, наоборот, друг. Да и самим Кадыровым на Ближнем Востоке интересуются не более чем как дополнительным каналом общения с Путиным", – заключает эксперт.

  • Рамзан Кадыров резко критикует притеснения мусульман за рубежом, однако систематически игнорирует нарушения прав мусульман в России, в том числе в местах лишения свободы. В самой Чечне преследуют тех, кто придерживается не одобряемых руководством республики течений ислама.
  • О том, что у Кадырова есть и свои экономические интересы в странах Персидского залива, еще в 2018 году в интервью Русской службе Би-би-си говорила доктор географических наук, экономист Наталья Зубаревич. По ее мнению, главу Чечни интересовало привлечение инвесторов в республику в обход федерального центра.
  • В Грозном в 2017 году появился фонд по поддержке предпринимательства и инноваций имени Шейха Зайеда – его открыли по договоренности между Кадыровым и президентом ОАЭ Шейхом Халифа бен Зайед Аль Нахайяном. При этом за семь лет существования инвестиции фонда в малый и средний бизнес в республике составили, по официальной оценке, до 6 млн долларов за год.