Юсуп Алиев стал известен в Чечне благодаря своему проникновенному пению, которое покорило сердца многих слушателей. Видеозапись одного из его выступлений случайно увидела в интернете депутат горсовета Уфы Юлия Романчева и загорелась идеей помочь мальчику.
Your browser doesn’t support HTML5
С Романчевой связалась чеченская редакция Радио Свобода и попыталась выяснить обстоятельства ее участия в судьбе маленького Юсупа.
- Когда вводишь вашу фамилию в строку поиска, интернет начинает пестрить заголовками "Уфимский депутат взяла шефство над чеченским мальчиком", "Юлия Романчева усыновила мальчика из Чечни"… Почему именно Юсупа?
- Это все очень просто. Во-первых, хочу сразу пояснить, что я его, естественно, не усыновила, потому что он не сирота. У него есть папа, незрячий на протяжении последних 30 лет, у него есть четыре сестренки и четыре племянника. Пятый племянник еще должен вот-вот родиться. И все эти люди были на его обеспечении. То есть мальчик пел, в школе не учился. Вечерами и ночами пел на свадьбах, чтобы прокормить их всех. У него до этого умерла мама. От инсульта, очень скоропостижно. Обо всем этом я узнала после того, как познакомилась с ним. Это где-то в июне или в конце мая было.
В Чечне я вообще никогда не была. Я в мае приглашала детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в рамках программы, поскольку я председатель комиссии по внешним, экономическим связям с общественностью. И я так посчитала, что нам нужно дружить с Грозным. Некоторых представителей чеченского народа я знала и мне захотелось пригласить к нам детей, чтобы показать своему народу, что город Грозный совершенно не грозный, а люди там с добрейшими сердцами, абсолютно миролюбивые, адекватные.
Конечно, война не могла не оставить какое-то восприятие о Чечне - мы же знаем мало правды об этой войне, поэтому естественно вся страна, весь мир, наверное, искаженно все видел. И поэтому отчасти где-то шарахались от слова "Чечня".
Я пригласила 13 детей из Чечни, они прилетели и жили у меня в шикарных условиях - и пикники для них, и на квадроциклах катались, и к мэру в гости ходили. Пять дней с сумасшедшими эмоциями провели и в аэропорту плакали. Я настолько влюбилась в этот народ, в этих детей, которые мне столько эмоций подарили. Они родили во не огромную симпатию к этому народу.
И поэтому, когда я листала инстаграм и наткнулась на пение Юсупа, надрывно так поющего, вот этого исхудавшего, как будто пахали на нем, такой вид у него был, в его глазах столько тоски было, какой-то обреченности, а как он пел эту песню свою "Волчонок", который уже шлягером стал, его визитной карточкой!
Решила, что я его обязательно должна найти, не знаю, зачем, но помочь и увидеть я его должна обязательно. В августе я прилетела в Чечню, много искала его, много, кому звонила, никто не знал, где он живет - ни в правительстве, ни в министерстве образования, ну никто не смог сказать, где он живет. В течение 2 дней я нашла его.
- В обсуждениях под вашими фотографиями в инстаграме многие пишут, что ваша благотворительность — это пиар-акция, другим кажется, что вы шаг за шагом пытаетесь приблизиться к Кадырову…
- Все элементарно просто. Что сказать про пиар? Вы знаете, я не нуждаюсь в пиаре, я не собираюсь ни баллотироваться в Чеченской Республике в депутаты, ни иметь там бизнеса. Никакого коммерческого интереса там видеть я не могу. У меня есть все, но у меня нет качественного общения, и поэтому среди представителей чеченского народа в Юсупе я нашла вот эту сумасшедшую отдушину.
Вот у меня дети - они взрослые уже, один как Юсуп, и, когда я у них спрашиваю, хотите ли вы полететь на Мальдивы, они отказываются, мол, там скучно, неинтересно, не хотим. А что подарить на день рождения, спрашиваю, они говорят, ой, не знаем, ничего не надо, все есть. Они даже не видят, кто у них мама, что у них мама, сколько мама им дарит любви, потому что они к этому привыкли! А для того, чтобы я зарабатывала деньги, мне приходится тратить очень много времени, эмоций, здоровья. И я хочу, чтобы у меня была отдача - это знаете, как если кто-то кого-то любит и эта любовь не взаимна, то потом она угасает со временем.
Когда я увидела этого ребенка, я плакала, я обняла его и сказала: "Господи, какая я счастливая!" - и представляете, только в его глазах - в своих детях, к сожалению, я не вижу уже той радости, что я что-то им делаю, не видят они.
А этот ребёнок подарил мне столько отдачи, столько эмоций, которые для меня бесценны. И поэтому, если я людям делаю и действительно в их глазах вижу благодарность, вот это кайф.
Да, певцов много, нуждающихся много. Почему он? Он безумно харизматичный, добрый, он необыкновенный парень, и, когда я его впервые увидела, я сказала, я нисколько в нем не ошиблась, что он такой, я сердцем чувствовала, что он именно такой.
Меня так достали эти разговоры про пиар! Вот за этим пиаром, за этим 'инстаграмным' счастьем вы даже не представляете, сколько стоит проблем. У этой семьи столько проблем!
И я каждый день решаю их. Никто не знает, что этого мальчика оставили учиться в 7 классе на второй год. До этого он учился на двойки и его оставили. А на двойки он учился потому, что ему приходилось содержать 12 человек в своей семье. Он пел ночами, наутро вставать не мог. Я его перевела в 8-й класс. Я поручилась перед Министерством образования, что я буду курировать, что он будет учиться. Я переубедила, что этим методом мы не переучим его - а только любовью, только дав возможность ему не петь ночами.
Соответственно я взялась целиком и полностью за содержание его семьи. Вот я сижу в таком аврале своей работы, но я бросаю все, и я каждый день решаю какие-то вопросы в этой семье.
И я все это не выставлю в инстаграм. Я выставляю "хи-хи, ха-ха".
Мама Юсупа перед своей смертью в июле брала кредит в банке - 250 тысяч рублей. И этот кредит, как и наследство умершего, эти долги переходят по наследству. Мои адвокаты и я дистанционно сделали все возможное, чтобы на этой семье не было этого обременения.
В ужасных условиях они там живут - там крысы у них по дому бегают, как лошади, спят они на самодельных кроватях, не устланных матрацами. Я не хочу плохо говорить об этой семье, не о семье сейчас речь, а о том, что такая социальная запущенность.
Я содержу их всех. Ежемесячно посылаю им деньги только для того, чтобы они не просили Юсупа петь на свадьбах, чтобы он мог учиться. У него сейчас в школе хорошие оценки. Тройки, четверки и даже пятерки у него появились. У него даже троек не было раньше, понимаете! Я каждый день созваниваюсь с ним, слежу за тем, чтобы он питался.
Вы даже не знаете, какого маленького он роста, очень худенький, очень маленький для своих 14 лет. Почему? Потому что у него не хватало белка, не хватало еды. И сейчас я слежу за ним, держу с папой контакт. Может, и некрасиво об этом говорить, но каждый месяц помимо того, что, я решаю еще какие-то другие дела, на еду я им посылаю 50 тысяч рублей, только чтобы Юсуп не пел. А ведь ему еще и петь нельзя.
Потому что у него голос ломается. И этому ребенку нужно его сохранить. Не для меня, не для Башкирии, не для России я это делаю, а для Чечни.
Из Москвы связывались со мной, связывались с [Бесланом] Терекбаевым, режиссером из Чечни, с родителями связывались, чтобы забрать Юсупа в Москву для участия в каком-то там шоу. И я категорически запретила. Они как куклой им попользуются в Москве, как обезьянкой, которую по пляжу водят, или медведя с балалайкой, а потом выкинут на произвол судьбы.
Папа его сказал, мы никакого решения не примем, пока Юля не скажет, да или нет. Я с этим борюсь.
На следующий год я буду думать, в какое учреждение его устроить - может быть в Москве или в Грозном, чтобы он мог учиться и пению, и общему образованию. Вы как считаете, я посылаю самолетами матрацы - всего этого нет в инстаграме! - я отсылаю постельное белье, которого там никогда не было, пуховые подушки на всех, не на него одного, я все покупаю. Я трачу деньги, я трачу эмоции.
У него второй ряд зубов растет, мы будем ему делать коррекцию, с профессорами в Чечне я уже договорилась, когда прилечу, я потрачу на это время.
Человек, которому нужен праздный интерес или пиар, будет заниматься вот этими внутренними проблемами? Юсуп - безусловный талант, в нем такая харизма, даже если у него пропадет голос, я в жизни его не брошу.
- Среди ваших публикаций есть ваши фотографии с чиновниками Чеченской республики, есть среди них и Магомед Даудов, и Адам Делимханов, и министр печати и информации Умаров, но почему-то еще нет снимков с Кадыровым. Вы с ним не встречались еще или…
- У меня такой задачи, во-первых, нет. Во-вторых, даже если у меня и будет такая фотография, я не буду ее выкладывать. У вас совершенно другой менталитет, там люди доступны, открыты, искренни, все по-другому.
Если когда-нибудь мне повезет познакомиться с Рамзаном Ахматовичем, я буду счастлива.
- Вы не боитесь, что Юсуп не оправдает ваших ожиданий?
- У него сумасшедшая сила воли! Если бы он был тряпка, я бы свое усердие немного присмирила. Но в свои 14 лет он настоящий мужчина - и слово держит, и у него много разума.
Такой человек предать не сможет. А я постараюсь, чтобы он в этом же духе и оставался.
По видеосвязи мы каждый день общаемся, он мне показывает свой дневник, отчитывается. Я в Чечне познакомилась со всеми его учителями, с директором школы, они тоже сомневались во мне, но через 20 минут, пообщавшись со мной, они спросили, можно ли с вами сфотографироваться.
И вся школа прибежала. Это о чем говорит? О том, что они увидели во мне искреннего человека, с сердцем. Детей и взрослых, умных людей, не обманешь. А дураков, которые на диване сидят, тыкают пальцами в клавиши телефона, им делать нечего, им дико, почему я такая, с ума сошедшая приперлась в Чечню, нашла этого ребенка и помогаю ему.
И еще хочу вам сказать, только тот человек, который сам не видел горя, он никогда не поймет боль другого человека. если человек сам столкнулся с какими-то проблемами в жизни, он может воспринимать чужую боль. Что тут непонятного? Что это меня все замучили подозрениями? Что я трачу сумасшедшие деньги на перелеты, на отели. Что за народ-то такой! Почему я должна иметь какую-то корысть, чтобы кому-то сделать хорошо?
- Какие у вас планы относительно Юсупа в ближайшей перспективе?
- На каникулы зимние я хочу его забрать сюда в Уфу. В Чечне для проведения досуга мест мало. В парк мы ходили, бои смотрели. На футболе были, два дня можно на все это потратить - и программа выполнена.
А здесь в это время года у нас снег по уши, территория у меня большая, я могу ему устроить прогулки на лошадях, и в горы, и на санях, в Уральские горы поедем, на лыжах кататься его научу - вместе с моими детьми, естественно, они будут общаться. Ему уже 14 лет. И он вполне может со своим паспортом - я ему сделала еще и заграничный. Я же все это не показываю в инстаграме, зачем?
Я отцу Юсупа сказала, не надо копить деньги, пока есть Юсуп, а он ваш карт-бланш, я всегда буду вам помогать, если даже это будут последние деньги, я вам отошлю их.
А так, пока у них есть Юсуп, есть я. А есть я, значит у них есть и деньги. Вот и все!