Ингушские медовые реки и яблочные берега

Идея торговать с Ближним Востоком хороша, но успехов в этом направлении пока не намечается

Делегация из Ингушетии на днях отправится в Саудовскую Аравию. Там ингушская сторона презентует ближневосточным партнерам свои инвестиционные проекты. По замыслу кавказских делегатов, поездка приведет к заключению соглашений в сфере торговли и инвестиций. Продавать ингушская сторона намерена мед, яблоки и мясо.

"В рамках договоренности с саудовскими властями началась поставка натурального меда из республики в Арабские Эмираты и Саудовскую Аравию, - сообщил накануне Юнус-Бек Евкуров, и уточнил, что одной торговлей сотрудничество не ограничится. - Саудовским инвесторам будет выгодно не просто закупать продукцию, а самим производить ее в республике и поставлять в Саудовскую Аравию. У нас такие площадки, возможности есть. Самое главное - первые шаги уже сделаны", - заявил он.

Особый упор Евкуров делает именно на мед – год назад он говорил, что "мед Ингушетии должен стать торговым брендом региона". В 2016-м, по его словам, за границу было отправлено 350 тонн этого продукта, а в 2016-м было намерение выйти на 1000 тонн в год.

Что касается договоренности о сотрудничестве с Саудовской Аравией, то она была достигнута больше года назад. Эксперты связывали ее не столько с успехами ингушской стороны, сколько с охлаждением отношений королевства с США – основным торговым партнером саудитов.

Ранее Ингушетия нашла в лице саудитов покупателя на другой свой товар - яблоки. Продукция, выращенная ООО "Сад-Гигант Ингушетии", ушла на рынок королевства в ноябре 2016-го. Партия была небольшой – 30 тысяч тонн яблок, однако власти заявляли о намерении увеличить цифру до 100 тысяч тонн.

Заявляют, скорее всего, для пиара. Буду рад, если из Ингушетии, да и вообще с Северного Кавказа на Ближний Восток отправят хотя бы несколько сот тонн меда.

Тогда же сообщалось и о предварительной договоренности на поставку меда. Объем, правда, назывался небольшой, всего семь тонн для первой закупки, с намерением нарастить объемы до 200 тысяч тонн. Но даже это количество невелико по сравнению с потребляемым в королевстве за год: в среднем это составляет 23 тысячи тонн, из которых только 9 производит сама Саудовская Аравия. Цены на продукт при этом достаточно высоки, а сама страна является крупнейшим импортером меда среди своих ближневосточных соседей.

Чеченский общественный деятель и бизнес-консультант Шамиль Бено в беседе с "Кавказ.Реалии" отметил, что договоренности, о которых сейчас сообщают власти, это - мизер по сравнению с реальным потенциалом. "Заявляют, скорее всего, для пиара. Буду рад, если из Ингушетии, да и вообще с Северного Кавказа на Ближний Восток отправят хотя бы несколько сот тонн меда. Однако на безрыбье и рак рыба", - отметил эксперт.

Целесообразность вывода на рынки Ближнего Востока меда и орехов, а также лекарственных растений и древесины, ячменя и пшеницы обсуждается уже лет пятнадцать. К сожалению, как рассказал Бено, пока эта тема медленно развивается.

Поставки меда с Северного Кавказа на Ближний Восток, в том числе из Чечни, уже имеют место, но их осуществляют частники, рассказывает Бено. "Я лично видел в Иордании автобус, на котором один человек перевез три тонны меда из Дагестана. Он проехал через Азербайджан, Иран, пересек залив и попал в Эмираты, Саудовскую Аравию, а оттуда и в Иорданию. Такие поставки, разумеется, есть. Но организованной торговли – контрактов с ритейлом, взаимодействия на уровне компаний – пока нет".

Сельское хозяйство – это вообще единственное направление, в котором уже сейчас можно развивать сотрудничество между Северным Кавказом и странами Ближнего Востока, подчеркивает Бено.

"Такая возможность вытекает из остро стоящей проблемы продовольственной безопасности в арабском мире. Стратегии развития почти всех стран-членов Лиги арабских государств определяют решение этой проблемы в качестве приоритетной задачи. Об этом я трубил в последние годы на всевозможных форумах, прежде всего – в рамках мероприятий Российско-Арабского делового совета", - рассказал собеседник.

Однако пока что все это не наполнено содержанием. Объем поставок продовольствия из республик СКФО в страны Ближнего Востока колеблется в пределах статистической погрешности.

Отметим, что вопрос с привлечением инвестиций в отдельные республики Северного Кавказа стоит очень остро в связи с массой имеющихся рисков, о которых "Кавказ.Реалиии" неоднократно писал. Что касается Ингушетии, то недавно она в очередной раз попала в список регионов РФ, которые правительство определило как неблагоприятные для производства сельхозпродукции. Есть ли смысл Саудовской Аравии налаживать производство "под себя" внутри Ингушетии?

"Если правильно подойти к решению этого вопроса, то вполне реально представляется создать совместные предприятия с привлечением существенных инвестиций в сельское хозяйство республики, - уверен Бено. – Однако пока что все это не наполнено содержанием. Объем поставок продовольствия из республик СКФО в страны Ближнего Востока колеблется в пределах статистической погрешности", - констатирует собеседник.