Очередная годовщина депортации вайнахов обернулась для Ингушетии скандалом – спикер парламента Зелимхан Евлоев выступил с предложением перенести траурные мероприятия на 30 октября.
"От имени репрессированных народов мы обратимся в федеральное руководство, чтобы 30 октября мы установили как день памяти и скорби. И чтобы 23 февраля и 8 марта мы, как граждане Российской Федерации, отмечали как большие и великие для нас праздники", - неуверенно заявил Евлоев.
Заявление спикера парламента вызвало удивление и возмущение в Ингушетии – республике, где день депортации вайнахов вспоминают ежегодно (в отличие от соседней Чечни). 23 февраля всегда проводятся конференции, траурные мероприятия, люди собираются у мемориала памяти депортированным народам в Насыр-Корте, в Назрани. Это место является не просто уникальным памятником, но и предметом гордости для ингушей.
Люди оскорблены таким высказыванием.
Заявление же спикера парламента заставляет серьезно задуматься о подлинном отношении властей республики к этой траурной дате. Интересно, что в ходе того же мероприятия, на котором выступил Евлоев, была вынесена инициатива о запрете увековечивания памяти Сталина в республике ("обеление" образа Сталина является одним из идеологических направлений работы администрации президента РФ – прим. "Кавказ.Реалии").
Председатель координационного Совета неправительственных организаций республики Ингушетия Магомед Муцольгов в разговоре с "Кавказ.Реалии" подтвердил, что слова спикера парламента вызвали бурю негодования в республике. "Люди оскорблены таким высказыванием. Мало того, что ни Евкуров, ни депутаты – это никем не избранные люди, они еще и решили отменить дату национальной трагедии. Это не просто обсуждается – это вызвало волну возмущения, причем и среди провластных людей", - подчеркнул он.
Открытой критики в адрес Евкурова нет, но всем понятно, что Евлоев не сделал бы подобное заявление без его согласия. "Для тех, кто знает Евкурова, очевидно, что это его инициатива. Подобные вещи он озвучивал не раз, говоря потом, что его не так поняли", - сказал правозащитник.
"Он говорил, что наши соотечественники тоже воевали, мол, почему их надо лишать праздника. На самом деле это предательство, лицемерие. Общий праздник людей, воевавших за свою родину, это День победы – 9 мая. Никакой спекуляции тут быть не может. А 23 февраля – это не праздник. В результате депортации погибло 45 процентов чеченцев и ингушей. А разговоры о сотрудничестве ингушей с фашистами – это спекуляция со стороны тех, кто хочет сеять межнациональную рознь. Немцы не захватывали ни одного населенного пункта в Ингушетии, они сюда просто не дошли", - напомнил Муцольгов.
Инициативу об утверждении новой траурной даты Евкурову, возможно, спустили сверху, предполагает правозащитник: "У него есть босс в Москве, и он пытается перед ним выслужиться, чтобы усидеть в кресле. Его судьба ведь не зависит от народа – она зависит от президентской администрации".
Такая политика, по мнению Муцольгова, приводит к плохим последствиям, в том числе к радикализации молодежи.
Глава республики использовал председателя правительства как «говорящую голову».
Другой собеседник "Кавказ.Реалии", хорошо знакомый с ситуацией в Чечне и Ингушетии, уверен, что председатель парламента озвучил то, что не мог вслух сказать сам Евкуров. "Глава республики сидел в зале в первых рядах – понятно, что он просто не стал брать на себя удар, а использовал председателя правительства как «говорящую голову»", - отметил собеседник.
Заявление было сделано не просто так, уверен он. Обращение премьер-министра было прощупыванием общественного мнения, поясняет собеседник. "Реакция в Ингушетии была крайне негативная, от проклятий до открытых требований сатисфакции. Поэтому власти сразу дали заднюю – сказали, что их неправильно поняли. Мол, 23 февраля остается днем трагедии ингушского и чеченского народа. А они просто предлагают сделать еще один день, который будет общим днем траура для всех – и калмыков, и вайнахов, и балкарцев. Но в его выступлении все было совершенно не так!" - напоминает источник.
Собеседник убежден, что Евкурову дают команду из Кремля. Инициатором этой команды, по его мнению, может быть соседняя Чечня. "Евкуров держался до последнего, но ситуация его переламывает. Руководство чеченской республики, разумеется, недовольно его поведением. Они задают вопрос администрации президента – мол, почему им можно, а нам нельзя? Чеченцы же говорят, что Евкуров молодец. Это не может нравиться Кадырову", - поясняет он.
Собеседник считает, что уже в следующем году власти Ингушетии могут перестать посещать траурные мероприятия, приуроченные к 23 февраля. "Они уже начали движение к общей с Чечней политике относительно депортации", - уверен он.