Иллюзия успеха

Кризис помешал воплотить в жизнь самый масштабный туристический проект Чечни – горнолыжный курорт "Ведучи"

Заявления об экономических достижениях Чечни не подтверждаются реальными показателями

Рамзан Кадыров отчитался об успехах Чечни на экономическом фронте: валовый региональный продукт (ВРП) за 2017 год вырос 8,4%. Этому способствовали налоговые поступления в бюджет от ряда предприятий.

Рост этого показателя действительно хороший, однако надо учитывать показатель, от которого он отсчитывался. Ведь еще недавно ВРП республики стремился к нулю.

Скачок с низкой базы

В 2016 году Чечня заняла 70-е место среди 85 субъектов по ВРП - одному из важнейших социально-экономических показателей региона. Даже Дагестан, учитывая его регулярные экономические провалы, умудрился попасть на 32 место общероссийского списка. При этом результат ЧР – далеко не самый плохой на фоне всего СКФО, ведь пять республик занимают куда более неудачные позиции.

Показатели Чечни за период 2014-2015-2016 росли в следующем порядке: 148,9 - 154,4 - 166,7 млрд за соответствующий год. Из этого следует, что показатель за 2015-й выше на 3,7%, а за 2016-й - на 8%. То есть скачок до 8,4% за 2017 год вполне вписывается в намеченную динамику.

"Рост в любом случае рассчитывается от низкой базы, а нарисовать в Чечне могут что угодно, - пояснил 'Кавказ.Реалии' специалист по экономике СКФО на условиях анонимности. - Надо смотреть другие показатели – индекс промышленного и сельскохозяйственного производства, их долю в ВРП".

Строго говоря, сам по себе ВРП - это "бедный" показатель, который не отражает реального положения дел. "Он не дает глубинного понимания экономических процессов, - отмечает собеседник. - Тут надо смотреть по отраслям, отдельным секторам, конкретным предприятиям, что и где растет".

Сам Кадыров указал на новый кирпичный завод, который "в прошлом году уплатил налоги на сумму более 100 млн рублей". Такие же показатели у Серноводского ЗМВ. То есть в его речи фигурировали всего два предприятия.

При этом 90% экономики Чечни находится в теневом секторе, поэтому рассуждать о реальных показателях, по сути, нельзя.

Даже в госпрограмме по развитию сельского хозяйства в ЧР на период с 2014 по 2020 гг. говорится, что "большая доля животноводческой продукции производится в личных подсобных хозяйствах (мяса - 95,5%, молока - 90,3%)". Посчитать точный объем производимой продукции невозможно, поэтому используется методика досчета. "Количество ЛПХ умножается на среднее количество продукции, и получается виртуальная цифра, которая потом используется для расчета ВРП", - добавляет эксперт.

Говорящие цифры

В ходе совещания Кадыров также обратил внимание на то, что "многие бизнесмены из Европы выражают готовность сотрудничать с нами". "Они отмечают не только благоприятные условия, созданные в регионе, но и то, что мы строим заводы нового поколения и с нами интересно работать", - сказал политик.

Цифры же свидетельствуют об обратном. В 2016 году газета РБК провела исследование экономических показателей по республике. Согласно данным издания, в 2014-м невозможно было проверить, сколько из 9,7 тысяч зарегистрированных предприятий на самом деле ведут работу. Разбор ВРП показал, что большую часть дохода приносит бюджетный сектор.

Под большим вопросом и реальная заинтересованность иностранных инвесторов. В 2016 году здесь работали всего две компании с участием иностранного капитала. Одно из них, к слову, зарегистрировано на Кипре – излюбленном месте для россиян, желающих отмыть деньги.