"Хороший сантехник везде в цене": кем работают активисты юга и Северного Кавказа в эмиграции

Цех по лепке пельменей, который открыл в Грузии Константин Трудик из Краснодара

В начале февраля краснодарский адвокат Михаил Беньяш, который в России защищал политических активистов, рассказал, что теперь работает сантехником в Вильнюсе. Он был вынужден уехать после вторжения в Украину и преследования со стороны силовиков. Беньяш – не единственный эмигрант, которому пришлось сменить профессию за границей на более "прикладную", однако его призыв к смене деятельности, обращенный к грантополучателям, вызвал широкий резонанс. Активисты, оппозиционеры и бывшие политики юга и Северного Кавказа, рассказали сайту Кавказ.Реалии, чем они теперь занимаются в эмиграции и как относятся к словам Беньяша.

Ярослав Ревенко, Таганрог. Переехал в Нидерланды

Активист и член партии "Яблоко", в России работал инженером-технологом. Проводил публичную акцию в поддержку матери чеченских оппозиционеров Заремы Мусаевой. В марте 2022 года был привлечен к административной ответственности за антивоенный пикет. Летом 2022 года эмигрировал из России.

– Я приехал в Нидерланды как проситель убежища, пока ждал решение по моему кейсу, не мог официально работать. Документы получил примерно через год, хотя у большинства мигрантов это может занять два-три года – часто IND (местная миграционная служба) нарушает сроки рассмотрения дел.

Поиск первой работы занял приблизительно четыре месяца, я был согласен абсолютно на любую вакансию. К тому же сильно давила обстановка последнего лагеря для беженцев, из которого с особым рвением хотел вырваться. Первое место – прачечная, где раскладывал чистую одежду по заказам. Это напоминало работу на складке, только еще очень жарко.

Ярослав Ревенко на рабочем месте

Знакомая рассказала, что ее сын работает на выпускающем продукцию для медицины предприятии, меня это заинтересовало. Не просто отправил резюме, сам пришел в офис, что очень удивило других сотрудников. Через неделю пригласили на первое собеседование. В Нидерландах это длительный процесс – может пройти три-четыре собеседования, на которых интересуются твоими личностными качествами, стрессоустойчивостью, предыдущим опытом. Спросили даже про тему диплома. В итоге уже полгода работаю на предприятии микрофлюидной электроники – делаем микрочипы, используемые в устройствах для анализа крови и других жидкостей.

Местного возьмут куда охотнее, потому что он знает язык и ближе по менталитету. Например, мне в Нидерландах не нравится, что коллеги могут неуместно шутить друг над другом на грани буллинга, они не видят в этом ничего предосудительного.

Эмигрантам без знания языка не приходится рассчитывать на хорошую работу. Переезд в другую страну означает жизнь с нуля. Если в России ты занимал какую-то профессиональную и социальную ступеньку, например, был менеджером и руководителем отдела, на новом месте карьерный путь нужно пройти заново.

Виталий Вотановский, Краснодар. Переехал в Хорватию

Военный пенсионер, подполковник запаса. Занимался ремонтом электротехники и политическим активизмом в Краснодаре, был волонтером штаба оппозиционного политика Алексея Навального. Автор телеграм-канала "Титушки в Краснодаре", где публиковал фото устраивавших провокации на протестных акциях силовиков в гражданском и их помощников. После начала полномасштабной войны вел мониторинг могил российских военных и наемников ЧВК "Вагнер", опубликовав порядка полутора тысяч таких захоронений, о которых молчали власти. В апреле 2023 года эмигрировал из России – сперва жил в Армении, затем в Грузии, а с 2024 года в Хорватии, где запросил политическое убежище.

– На гранты никогда не жил – ни на американские, ни на европейские, ни на чьи-то еще. После выхода на военную пенсию ремонтировал телевизоры, компьютеры, ноутбуки, колонки и другую технику. Смартфонами, правда, не занимался – там нужно зоркое зрение, потому что микросхемы меньше.

В Грузии работал с первого дня – ремонтировал шелтер, в котором жил, параллельно искал основную работу. Открыл местный сайт с объявлениями по ремонту электроники и обошел все организации, предлагая услуги в качестве мастера. Везде отказали или предлагали условия, которые не устраивали меня. По совету из чата релокантов нашел еще одну точку в торговом центре, ее владелец предложил место долго болевшего сотрудника.

Виталий Вотановский на рабочем месте

Это был небольшой офис, в котором мне выделили уголок. Когда работавший там же хозяин не хотел брать какой-то заказ, отдавал его мне. Возвращение мастера с больничного побудило искать не только новое рабочее место, но и сменить страну.

В Грузии трудился нелегально, а в Хорватии пришлось ждать полгода для получения миграционного статуса. Также посмотрел объявления о ремонте электротехники и обошел все сервисы. Сказали, что услуга не особо востребована, в Европе легче купить новый телевизор, чем отремонтировать сломавшийся. К тому же у меня был слабоватый хорватский для общения с местными. Зато откликнулся человек, предложивший монтировать крупное промышленное электрооборудование. Он предупредил: "У меня есть рабочий украинец, если вы согласны с ним работать, возьму вас!". У меня был подобный опыт, сразу согласился.

Отличие работы в Хорватии от России в том, что дома заработок был сдельный – сколько техники отремонтировал, столько и получил. Здесь от объема ничего не зависит, только количество отработанных часов. Зарплата примерно в полтора раза выше, чем в Краснодаре.

Думаю, для тех, кто и на родине привык работать руками, проблем на новом месте не должно возникнуть. Почему тогда история Беньяша оказалась такой резонансной? Наверное, для многих поднятая им проблема оказалась актуальной и очень болезненной.

Мурад Манапов, Дагестан. Переехал в Польшу

Бывший помощник координатора штаба Алексея Навального в Махачкале, который просуществовал несколько дней. Неоднократно был задержан полицией на пикетах, в том числе в поддержку журналиста Ивана Голунова и черкесского активиста Мартина Кочесоко.

– У меня диплом строительный, но всю жизнь занимался видеосъемкой, обрабатывал ролики и фотографии. Нравилось заниматься этим из-за творческой составляющей – продумываешь сценарий, во время съемки выбираешь интересный ракурс, видишь в объективе всю картинку. К тому же не был привязан к рабочему месту с восьми до пяти, сам строил график.

После эмиграции пришлось поработать на стройке, там оказалось очень тяжело – понимал, что становлюсь обузой для других ребят, поэтому, как только получил польские права, перешел в таксисты. Наверное, главное отличие в том, что, если в России захочешь что-то делать легально, обратишься в официальные структуры за разрешением, тебе не дадут этим заниматься. Чиновникам выгодно, если ведешь бизнес "в черную" и платишь им взятки. Здесь, в основном, все работают легально.

Параллельно учусь вечерами, чтобы уже в Польше получить квалифицированную специальность. Когда закончу учебу, может, сменю род деятельности. Ничего предосудительно в работе руками нет – любая работа приносит пользу обществу. Если ты на новом месте не востребован как адвокат или журналист, вполне можешь освоить новую специальность. У меня есть знакомый, фамилию называть не буду, но это известный в определенных кругах политик, скажем так, регионального масштаба. Сейчас он кладет плитку, потому что надо кормить большую семью.

Елена Байбекова, Астрахань. Переехала в Германию.

Бывший преподаватель математики в астраханской школе №59. В первый же день полномасштабного вторжения в Украину вышла в одиночный пикет, после была задержана полицией. Из-за антивоенного разговора с учениками была уволена в марте 2022 года. Спустя три месяца покинула Россию и запросила политическое убежище в Германии.

– Как только переехала в Германию поняла, что обязана что-то делать для украинцев и их детей, вынужденно покинувших свои дома из-за этой войны. Стала бесплатно заниматься с ними математикой – с одной стороны это мой, пусть маленький, вклад в будущее Украины, с другой – продолжала практику. Активно сотрудничала с некоммерческой организацией, в итоге там предложили официальное трудоустройство, которое длилось два года.

Елена Байбекова на рабочем месте

Работать адвокатом или журналистом, не зная идеально языка, здесь практически невозможно. Поэтому действительно нужно менять профиль, думать, что делать дальше. Мне повезло получить очень хорошее образование в Омском государственном педагогическом университете и большой опыт работы учителем математики. В службе трудоустройства сказали, что с такой квалификацией они готовы оплатить курсы до самого высокого уровня С2, то есть носителя языка, что бывает крайне редко.

На самом деле "натаскаться" и сдать экзамен реально, хотя в моем возрасте учить язык с нуля крайне трудно. На это уйдет около года, как раз пройдут верификацию и подтверждение документы об образовании. Очень хочу работать с детьми, но стать учителем в Германии… Для меня это серьезный вызов, не знаю получится в итоге или нет. По крайней мере, активно работаю над этим – уже пытаюсь преподавать нескольким немецким ученикам, изучаю их программу. Мне нравится, что здесь много практических задач, дети реально понимают как математика пригодится им в жизни. С другой стороны, каждый педагог волен выбирать, какую тему расскажет сегодня, а какую завтра, у них всего три урока математики в неделю – это крайне мало – и очень многое отдается на откуп преподавателя.

Константин Трудик, Краснодар. Переехал в Грузию

Бывший глава краснодарского отделения некоммерческого фонда "Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца". Эмигрировал из России в марте 2022 года.

– Все правильно Михаил Беньяш сказал. Классно, конечно, себя интеллектуальной элитой считать, но эволюционное преимущество человека – в приспособлении к меняющимся условиям. Мы с женой тоже после эмиграции потеряли модные айтишные профессии, да и сами на какое-то время потерялись в жизни.

Ничего, начали лепить пельмени на собственной кухне со стартовым капиталом в 100 лари, которые нам к тому же заплатили авансом. Слепили крутые пельмени, распродали по друзьям. Им понравилось, потребовали еще. И еще, и еще, порекомендовали нас своим знакомым.

Константин Трудик

Позвали помогать лепить соседей-релокантов, также оставшихся без работы. Через два месяца цех сняли, создали бред, сайт, телеграм-бот, отстроили маркетинг и айдентику (внешние атрибуты бренда – логотип, название, форма упаковки – Прим.), близкую для эмигрантов: "Мастерская еды "Кошка-жена"". Потихоньку оборудование закупили, небольшой японский рефрижератор. Все хорошо шло, готовились на торговые сети выходить. Но грузинские власти поменяли курс, начались протесты, появился до боли знакомый закон об "иноагентах". Наши потребители начали уезжать. Кто-то вернулся в Россию, кто-то в Сербию, Турцию, Азию уехал. С каждым днем все меньше людей. Через полгода приняли решение бизнес закрыть и не мучаться.

Сейчас обратно в айтишку возвращаемся, голова немного прочистилась за это время. Но после тяжкого ручного труда по-другому смотришь на многие вещи. В Грузии сантехник много не заработает, а вот в Европе я бы вполне пошел, вместо пельменей. Хороший сантехник везде и всегда в цене, а уж в стране развитого капитализма так реально хорошо можно жить. Так что такой запасной вариант про себя я всегда держу и всем советую.

***

Две трети уехавших из страны после начала полномасштабной войны против Украины россиян, работавших в отечественных компаниях и поначалу пытавшихся трудится дистанционно. Покинули их. Эмигранты при этом порядка 90% продолжают интересоваться российской политикой и новостями, хотя и снизили свою активность. Это следует из исследования проекта OutRush, опросившего более 10 тысяч эмигрантов.

Число покинувших Россию после февраля 2022 года граждан оказалось рекордным за сто лет – в предыдущий раз такое же число уезжающих было после окончания гражданской войны и проигрыша белого движения. По разным оценкам их число составило от полумиллиона до миллиона человек, эксперты Re: Russia сузили эти диапазоны до 820-920 тысяч, писал в августе 2023 года The Economist.

  • Журналист издания "Кавказский узел" и калмыцкий активист Бадма Бюрчиев покинул страну и подал ходатайство о получении политического убежища в Норвегии. Поводом для этого стало нападение на него в России и вероятная мобилизация на войну в Украину.
  • Ранее журналист из Краснодара Евгений Буханцев с супругой и двумя детьми эмигрировал из России в США после угрозы возбуждения уголовного дела за "дискредитацию" российской армии. Ранее он дважды был задержан на антивоенных пикетах.
  • Проживавшие в Георгиевске Ставропольского края супруги Дарья Андреева и Илья Никоноров покинули Россию после отбытого административного ареста за якобы неповиновение полицейским и угрозы уголовной ответственности за распространение фейков о российской военной агрессии в Украине. Силовики пришли к супругам после появившихся в городе антивоенных листовок.