"Гуманитарка" не для всех

Украинским беженцам можно, а черкесам из Сирии нельзя

Международный комитет Красного Креста направил гуманитарную помощь на сумму 3,6 млн рублей украинским вынужденным переселенцам, находящимся в Адыгее. Об этом на днях сообщили в региональном отделении организации в Адыгее. В региональном правительстве уточнили, что помощь включает в себя продуктовые и гигиенические наборы, которые будут выдаваться раз в два месяца.

Примечательно, что в Адыгее проживают не только украинские переселенцы, но и сирийские беженцы черкесского происхождения. Тем не менее, им эта помощь не предназначается.

Оказать помощь одной категории беженцев и игнорировать нужды другой – не в правилах Международного Красного Креста, отмечает журналист и общественник из Адыгеи Аслан Шаззо в беседе с "Кавказ.Реалии". Однако, по его словам, в этот раз Международный Красный Крест оказал гуманитарную помощь украинским беженцам в Адыгее и обошел не менее нуждающихся черкесов-беженцев из Сирии.

"Как это могло произойти? - задается вопросом Шаззо. - Для оказания такой помощи должны взаимодействовать три связанные между собой структуры – Международный Красный Крест, Российский Красный Крест и местное отделение Красного Креста. Заявка на оказание помощи, скорее всего, готовилась не в Адыгее".

Общественник отмечает, что республиканское отделение не могло, назвав одного, умолчать о другом. По словам Шаззо, такой дискриминационный подход может быть чреват не самыми приятными последствиями, в том числе и для сотрудников этого отделения, поэтому инициатива могла исходить от Российского Красного Креста.

И чиновник, который обслужил эту заявку, может и не знать о сирийских беженцах-черкесах в Адыгее. ​

"Разумеется, его сотрудники тоже знали о существовании двух схожих категорий беженцев. Но не включили в заявку сознательно – в соответствии с негласным отношением федерального центра к черкесской проблеме, в частности, к беженцам-черкесам из Сирии. Международный Красный Крест – зависимая организация. Она строит свою деятельность на взносах, которые поступают, в том числе и из российского бюджета. И чиновник, который обслужил эту заявку, может и не знать о сирийских беженцах-черкесах в Адыгее. Была бы заявка и на них, обслужил бы и ее. И, конечно, организаторами данная акция должна быть преподнесена, например, на сайте sm-news.ru как блестящая победа. Но не в том она, что будет оказана помощь беженцам из Украины, которые действительно нуждаются в ней. А в том, что вновь будут ущемлены черкесы. И теперь наверняка, не столько даже беженцы, а и остальные затаят злобу на 'украинцев'. Все это, к сожалению, вписывается в политику федерального центра по отношению к национальным меньшинствам Северного Кавказа".

Вместе с тем неверно говорить, что Международный комитет Красного Креста не помогал черкесам из Сирии. Так, в 2016 г. эта организация направляла им гуманитарную помощь, когда они, бежав от войны, просили убежища на своей исторической родине, в Адыгее.

Как вспоминает Асхад Гучетль, руководитель Центра адаптации репатриантов в Адыгее, тогда сирийским черкесам роздали кухонные наборы, одеяла, ведра, 720 продуктовых наборов, 722 гигиенических набора, 40 наборов для школьников, 66 новогодних подарков для детей. Однако в этом году гуманитарной помощи они не получили.

Народ не привык к тому, чтобы просить что-то, и они не просят.

"Черкесы из Сирии точно такие же люди, которые вернулись из зоны военных действий, и когда они приезжают в республику, тоже оказываются в таком же положении, как и жители Украины. Поэтому мы просим и хотим, чтобы уделяли и им внимание", - говорит Гучетль.

"Народ не привык к тому, чтобы просить что-то, и они не просят. Если что-то им дают – берут, если не дают - живут самостоятельно, как могут", - отмечает Гучетль в беседе с "Кавказ.Реалии".

Черкесы из Сирии, как и украинские вынужденные переселенцы, по приезду в Адыгею получают статус нуждающихся во временном убежище. Сначала они получают регистрацию временного проживания в Адыгее, затем сдают документы на получение временного убежища, чтобы не уехать обратно в зону военных действий.

По данным Центра адаптации репатриантов, сейчас в Адыгее проживает порядка 934 черкесов из Сирии. Из них 79 – школьники и студенты. Сирийскими черкесами самостоятельно приобретено 15 квартир, 6 частных домов, строится 5 дачных домов, рассказывает Гучетль. В 2016 году 67 сирийских черкеса получили вид на жительство, 14 человек - гражданство.

По словам Гучетля, в 2017 году Адыгея получила всего 600 квот: из них 36 квот уже предоставлено черкесам из Сирии, 10 - из Турции, 5 - из Иордании. Это - те, кто желает получить регистрацию временного проживания.

Руководитель Центра адаптации репатриантов отмечает, что одними из проблем черкесских соотечественников в России остаются трудоустройство и не владение русским языком.