Глава Чечни заявил о попытке его убийства. Итоги недели

Глава Чечни Рамзан Кадыров

Рамзан Кадыров пригрозил кровной местью сенатору от Дагестана Сулейману Керимову, жителей Чечни будут отправлять на войну за административные нарушения, в республике прошли рейды после нападения на силовиков в Гудермесе, дагестанском блогеру "Дикому десантнику" вынесли приговор, из Польши экстрадирован чеченский беженец, а старший сын Кадырова выступил с угрозами в адрес бойцов поп-ММА – об этом в 205-м выпуске подкаста Кавказ.Реалии.

Your browser doesn’t support HTML5

Глава Чечни заявил о попытке его убийства | #205

Слушайте подкаст там, где это удобно вам:

Кадыров, Wildberries и кровная месть

Рамзан Кадыров пригрозил объявить кровную месть члену Совета Федерации от Дагестана миллиардеру Сулейману Керимову и депутату Госдумы родом из той же республики Ризвану Курбанову.

Угроза вступит в силу, если они не смогут доказать свою непричастность к предполагаемой попытке заказать покушение на главу Чечни. При этом депутату Госдумы от Ингушетии Бекхану Барахоеву кровная месть уже объявлена Кадыровым без каких-либо условий.

Таким образом глава республики впервые прокомментировал перестрелку в московском офисе крупнейшего российского маркетплейса Wildberries, которая произошла 18 сентября. Кадыров усмотрел в этой теме попытку "стравить народы на бытовой почве" и призвал высказать лично ему претензии к кадыровцам, участвовавшим в перестрелке.

Кроме того, Кадыров заявил, что родственники одного из двух убитых в московском офисе охранников из Ингушетии якобы объявили ему кровную месть в соцсетях. Он потребовал от них сделать все по традициям и обратиться лично к его дяде, после чего глава Чечни "подумает, что делать" с этими людьми.

На момент записи этого выпуска подкаста Сулейман Керимов, Бекхан Барахоев и Ризван Курбанов угрозы и обвинения Кадырова не комментировали.

В Чечне будут отправлять на войну вместо административной ответственности

Кроме того, Рамзан Кадыров заявил о намерении принудительно отправлять на войну молодых жителей республики, которые совершают административные преступления и ведут "праздный и аморальный образ жизни".

"Дома деньги будут, а сами образумятся и будут во имя Аллаха делать газават" – вот что об этом Кадыров сказал на совещании в Грозном. Это заявление было сделано на чеченском.

На русском же языке в телеграм-канале политика заявляется, что "смутьянам и нарушителям порядка" будет предоставлен выбор – либо участие во вторжении в Украину, либо, опять цитата, "за решетку по максимально полагающемуся сроку".

О подобном выборе, перед которым ставят похищенных кадыровцами жителей Чечни, еще в мае 2022 года заявляли Главное управление Минобороны Украины, а также оппозиционные чеченские активисты и правозащитники. За отказ воевать людям грозят заключением в "секретных" тюрьмах по сфальсифицированному обвинению. Это, например, произошло с жителем села Серноводское Шамилем Сасламбековым. Он предпочел отправиться на войну, где был убит.

В том же году стало известно и о принуждении к отправке на войну за употребление алкоголя или наркотиков. Власти республики считают такую практику "очищением общества", заявлял чеченский правозащитник Абубакар Янгубаев.

Между тем одним из командиров отряда спецназа "Ахмат" оказался ранее судимый бывший полицейский из Подмосковья Бекхан Юнусов, он возглавляет отряд "Аид". Его личность установила Русская служба Би-би-си.

Как следует из приговора, Юнусов нападал на наркопритоны и избивал посетителей. За это в 2018 году его обвинили в превышении должностных полномочий и приговорили к четырем годам колонии общего режима. Силовик освободился условно-досрочно, но в начале февраля 2022 года его обвинили в мошенничестве. До суда Юнусов заключил контракт со спецназом "Ахмат" и избежал нового приговора. Теперь он регулярно появлялся в пропагандистских телеграм-каналах и соцсетях чеченских властей, но выступал в балаклаве, чтобы сохранить анонимность.

Нападение на силовиков в Гудермесе

В Чечне после нападения на пост ДПС в Гудермесе прошли рейды кадыровцев, об этом заявили в оппозиционных движениях 1ADAT и NIYSO.

По их информации, 4 октября рядом с силовиками взорвалась граната, ранен один сотрудник полиции. Судя по опубликованному видео, взрыв произошел на проспекте Ахмата Кадырова – это центр города, там расположены административные здания.

Из-за подозрений в нападении силовики задержали в аэропорту Грозного пять жителей Чечни – они направлялись в Турцию, пишет NIYSO. По данным телеграм-канала 1ADAT, Гудермес был оцеплен два дня – силовики открыли выезд из города 7 октября. Десятки жителей Гудермесского района похищены кадыровцами, их судьба неизвестна, заявили в телеграм-канале NIYSO.

Власти и правоохранительные органы эти сообщения не комментировали. При этом провластный телеграм-канал "ЧП Грозный" объявил вознаграждение за информацию о подозреваемых. Номер в этом объявлении связан с начальником отдела ОМВД по Гудермесу Зелимханом Сулеймановым, выяснил сайт Кавказ.Реалии.

О нападениях на полицию, а также о том, как относится к заявлениям силовиков, нашему подкасту рассказал правозащитник Александр Черкасов:

"Поток информации с Северного Кавказа нужно очень хорошо фильтровать. Есть сообщения понятные, например, когда в Дагестане были нападения на церкви и синагоги. Там известны личности нападавших, эта ситуация неплохо разобрана, мы понимаем, что происходит. Или в Ингушетии что происходит в течение последних почти двух лет – охота за ячейкой "Исламского государства", при этом там понятны личности и присоединившихся к этой ячейке и убитых в ходе боестолкновений, например, в начале марта в Карабулаке. Там есть отдельные вопросы, но в целом ситуация понятна.

Но есть масса сюжетов, их гораздо больше, где мы ничего не можем сказать. Такого рода дел, когда силовики отчитываются стереотипными, однотипными рапортами и ничего невозможно узнать – их очень много. Чечня здесь выделяется тем, что много списывают на убитых, которые сами ответить ничего не могут и прокомментировать ничего не могут. Другое дело, что группы, ячейки, которые организовывали нападения, они же все время спонтанно возникали. Или не очень спонтанно – например, летом 2018 года в Шали было такое нападение, и после этого силовики активно хватали знакомых с нападавшими, но оказалось, что молодые люди, участвовавшие в нападении, ранее сами были задержаны, и таким образом силовики их прямо толкали на путь вооруженного сопротивления".

Приговор "Дикому десантнику"

Блогера из Дагестана Асхабали Алибекова, известного как "Дикий десантник", приговорили к двум годам и четырем месяцам колонии строгого режима по обвинению в нападении на полицейского. Прокурор требовал для него четыре года лишения свободы.

По официальной версии, 52-летний блогер якобы два раза удалил силовика по ноге во время задержания на вокзале в Казани, куда он приехал этой весной для наблюдения за выборами. Сам блогер рассказывал, что полицейские положили его на землю, били по телу и лицу, а после укололи неизвестное вещество в спину, из-за которого у него закружилась голова. В суд к Алибекову приезжала скорая помощь из-за подозрения на сотрясение мозга.

Тогда ему назначили 15 суток ареста по делу о неповиновении полиции – а затем возбудили и уголовное дело. "Мемориал" признал Алибекова политическим заключенным. Правозащитники указали, что ранее он неоднократно подвергался преследованию за оппозиционные видеообращения, а в Казани полицейские тащили его в отдел силой из-за его законной публичной общественной деятельности.

Читайте также "Дикого десантника" из Дагестана приговорили к двум годам колонии за нападение на силовика

В 2022 году Алибекова судили за видео с антивоенными высказываниями – по уголовной статье о "дискредитации" армии он получил год и два месяца колонии строгого режима.

Выступавшую против полномасштабного вторжения России в Украину дагестанскую активистку Улькер Гашимову на этой неделе приговорили к 4,5 годам колонии общего режима. Ее обвинили в призывах к экстремистской и террористической деятельности.

Под арестом 25-летняя Гашимова находится с мая 2023 года. Изначально ее задержали на 15 суток за невыполнение требований сотрудника погранслужбы ФСБ в аэропорту Шереметьево, затем – еще на 15 суток, а позднее возбудили уголовное дело. Согласно официальной версии, во время проверки в аэропорту выяснилось, что Гашимова якобы состояла в группах в мессенджерах, где публиковались угрозы в отношении российских военных.

Сокамерницы Гашимовой рассказывали ее матери, что следствие оказывает на Улькер давление. По их словам, следователь толкнул девушку во время пререканий, до этого ее четыре раза помещали в холодный карцер и грозили отправкой на принудительное лечение.

Правозащитники рассказывали сайту Кавказ.Реалии, что не имеют доступа к большинству "террористических" уголовных дел, поэтому им невозможно оценить правдивость выдвинутых обвинений. В тех немногих случаях, когда информация все-таки становится доступна, зачастую выявляются существенные нарушения и фальсификации.

Экстрадиция из Польши чеченского беженца

Из Польши в Россию экстрадировали чеченского беженца Альви Акиева. Об этом сайту Кавказ.Реалии сообщили два анонимных источника в правозащитной организации и диаспоре. В России его обвиняют по "террористической" статье.

По данным наших собеседников, Альви Акиев был выдан Москве около десяти дней назад, на родине ему могут грозить пытки. Для продления миграционного статуса в Польше он должен был отмечаться у пограничников, во время очередного визита его задержали и отвели на границу с Калининградской областью, где передали российским пограничникам.

В 2022 году Акиев рассказывал сайту Кавказ.Реалии, что в России в отношении него возбудили уголовное дело из-за участия в незаконном формировании в Сирии.

Между тем в Ингушетии экстрадированного из Египта 27-летнего Алихана Оздоева обвиняют в помощи боевикам, сообщает телеграм-канал "Розыск Ингушетия"; в официальных источниках этих сведений нет.

Оздоева, пишет канал, подозревают в том, что он снабжал едой предположительно причастного к нападениям на правоохранителей и впоследствии убитого в перестрелке с ними Амирхана Гуражева.

Об экстрадиции Оздоева сообщали находящиеся за границей авторы чеченского оппозиционного телеграм-канала 1ADAT. По их данным, по прибытии в Россию его задержали и вывезли в Ингушетию сотрудники ФСБ. В 1ADAT утверждают, что Оздоева подвергают пыткам и заставляют подписать признательные показания, угрожая расправой семье, источник этих сведений в движении не уточнили.

Сын Кадырова выступил с угрозами в адрес бойцов поп-ММА

Сын главы Чечни – 18-летний министр спорта Ахмат Кадыров обвинил бойцов поп-ММА из республики в "непристойном поведении".

Власти региона не первый раз пытаются контролировать жизнь и поведение чеченцев – это стало практикой. Например, глава Чечни Рамзан Кадыров неоднократно угрожал "провинившимся" жителям репрессиями. Их "вина" может быть в том, что кто-то не так выразился, не так повел себя, не так был одет. Впоследствии людей заставляют извиняться на камеру.

Кадыров заявлял, что так он "защищает традиции". Действия властей республики не имеют ничего общего с традициями, говорит чеченский оппозиционный активист Абубакар Янгулбаев:

"Отношение Кадырова и его семьи к субкультуре поп-ММА, которая вообще родилась случайно, просто лишь потому, что у людей в России был некий голод по боям без правил, менялось. Оно изначально было нейтральным, потом они были заинтересованы, потом с этого даже хотели получать деньги. Они перешли на стадию того, что хотя бы будут получать информационные дивиденды, что это будет как-то их популяризировать и чистить немного их карму. Что вот они будут поддерживать сильных спортсменов. Но никаких сильных спортсменов у них в поп-ММА не родилось, поэтому они решили это просто запретить, сказав, что это не соответствует ни канонам ислама, ни чеченским традициям, так как они считают себя самыми первыми блюстителями этих порядков.

Я считаю, тут необходимо начинать с себя и Кадырову, и его сыновьям, и его дочерям – какими бизнесами они занимаются, какими делами они занимаются, как они вообще пришли к власти и что на сегодняшний день они творят с людьми в Чечне. Рассказать немного о том, как они пытают людей, как они их заставляют ехать на войну против их воли. И вообще, сделать некую руминацию на тему "правлю ли я республикой в соответствии с исламскими канонами и чеченскими традициями". И тут, мне кажется, он оказывается самым первым виновным и самым первым нарушителем в этой Чечне".

Подписывайтесь на подкаст Кавказ.Реалии: