Фикция вместо убежищ: война и юг России

Иллюстративное фото

На юге России – в Краснодарском крае и Ростовской области – продолжаются атаки беспилотников: каждую неделю поступают сообщения о пожарах и поврежденных частных домах. Местные жители говорят об отсутствующей системе убежищ – власти не смогли наладить ее за два с половиной года войны против соседней страны.

В минувшие выходные Ростовскую область атаковали более полусотни дронов. В Морозовском и Каменском районах произошли крупные возгорания – удар пришелся по военному аэродрому и складу с нефтепродуктами. По словам губернатора региона Василия Голубева, погибших и пострадавших нет. За день до этого из-за атаки беспилотников на Кубани оказалась повреждена электроподстанция и сгорела частная постройка. На этой же неделе над Ростовской областью были сбиты еще несколько дронов.

Узнаем, когда уже над головами летят, там даже до ванны не успеешь добежать

Такие сообщения из регионов, граничащих с оккупированными Россией территориями Украины, поступают раз в несколько дней. Новости о повреждениях власти зачастую сопровождают припиской о работе комиссии для оценки ущерба, однако позже о выплаченных компенсациях ничего не сообщается. При этом люди, живущие в городах и селах, где чаще всего случаются налеты, не сдерживают возмущение и пишут жалобы прямо в комментариях к постам чиновников.

Под постами ростовского губернатора об атаках дронов или падении обломков подписчики требуют ответа на вопрос, почему нет никакой системы оповещения о налетах. "Узнаем, когда уже над головами летят [БПЛА], даже до ванны не успеешь добежать", – пишет пользователь из Мясниковского района. Его слова подтверждают другие комментаторы из той же части области.

Член думского комитета по обороне, генерал-лейтенант Андрей Гурулев опубликовал рассказ одной из местных жительниц о ситуации с убежищами в Новороссийске: "Еще в начале "спецоперации" (так в России называют войну против Украины. – Прим. ред.) доблестная мэрия расклеила бумажки "убежище" по ряду домов в городе. Про каждое из них не скажу, но ситуация в доме родителей: подвал залит водой, спрятаться в случае необходимости там не получится".

Следом было опубликовано видео одного из затопленных подвалов: предполагалось, что укрыться там смогут воспитанники ближайшего детского сада. Как раз об этом убежище для детей активно рассказывали власти как о надежном и в любой момент готовом к использованию.

Подписчицу, чей пост опубликовал у себя Гурулев, поддержали другие жители города – они привели примеры по своим адресам. Состояние убежищ не отслеживают и управляющие компании, следует из ответов: "У нас в Новороссийске управляющая компания "ПИК Комфорт" на вопрос о доступе в якобы укрытие под домом, обозначенное стрелочками, ответила, что администрация без их ведома нарисовала эти указатели".

В кубанском Ейске ситуация остается примерно такой же, комментирует бывший депутат районного совета Александр Коровайный: "Половина города у нас – это частный сектор. Не всегда в домах есть погреб под полом, а в многоэтажках подвалы такие, что больше часа там просидеть невозможно – они подтоплены, нет вентиляции".

Чтобы обезопасить собственных граждан, Россия должна прекратить эту войну

По его оценке, не хватает не только убежищ, но и систем предупреждения о воздушной тревоге: "Каждый год в бюджете Ейска заложена сумма на пиар-кампании администрации. На эти деньги можно починить несколько подвалов или научить людей действиям при налете беспилотников или ракетных атаках".

Говоря о мерах защиты, Коровайный добавляет: чтобы обезопасить собственных граждан, Россия должна прекратить эту войну.

Нехватка ПВО

Защита от дронов – задача нетривиальная, особенно для России, комментирует военный аналитик Давид Шарп. По его оценке, в стране недостаточно средств противовоздушной обороны, чтобы прикрыть и протяженную границу, и военные объекты: пытаясь решить одну проблему, власти игнорируют другую.

Возможности Украины по ударам в глубине России будут расти, объясняет военный аналитик: "Россия, конечно, тоже адаптируется, те же российские беспилотники ведь не все перехватываются прямо на границе или на линии фронта. Многие из них долетают глубоко на территорию Украины, то есть брешей тоже более чем достаточно. Также российская сторона меняет тактику, совершенствует сами беспилотники, подбирает такие маршруты, чтобы шансов перехватить эти машины было меньше".

В стране недостаточно средств противовоздушной обороны

Шарп обосновал и эффективность звукового оповещения, которое должна применять гражданская оборона: "Но для этого дроны должны быть заранее обнаружены. Никогда нельзя знать, куда дрон полетит, в отличие от ракеты установки "Град". Но, допустим, засекли БПЛА в точке Х – можно же дать тревогу в населенных пунктах в радиусе Y километров и тем самым предупредить людей".

В марте этого года в России вступил в силу Госстандарт о "Приспособлении заглубленных помещений для укрытия населения". Его разработали в МЧС – в ведомстве это назвали "наиболее эффективным и безальтернативным способом защиты людей по месту жительства".

Под убежища, согласно новому стандарту, можно приспособить несколько типов строений: подвалы, склады или гаражи в отдельно стоящих зданиях (включая торговые центры), метро, подземные переходы и транспортные тоннели. Однако все это относится, в основном, к крупным городам. Что делать жителям небольших населенных пунктов с неработающими укрытиями – по-прежнему неясно.

  • Российские регионы, близкие к границе с Украиной, и аннексированный Крым в последние месяцы подвергаются практически ежедневным обстрелам и атакам беспилотников. Российская сторона обвиняет в них ВСУ. Украинское командование, как правило, не комментирует атаки.
  • Власти Херсонской области Украины сообщили о ранении при обстрелах за минувшие сутки 15 человек, включая одного ребёнка. По данным главы областной военной администрации Александра Прокудина, российские военные попали в объект критической инфраструктуры и магазин, в жилые кварталы населенных пунктов области, в частности в 4 многоэтажки и 11 частных домов. Также были повреждены газопровод, хозяйственная постройка, автобус, частные автомобили и автомобиль скорой помощи.