Европейский суд по правам человека присудил компенсацию в 609 тысяч евро 27 родственникам восьми убитых жителей Дагестана, которых российские власти обвинили в терроризме и нападении на правоохранителей. Силовики расстреляли их на территории Чечни.
Как следует из материалов дела "Гасанова и другие против России", жители дагестанского Хасавюрта Госен Госенов, Камиль и два Шамиля Джамалутдинова (полные тезки. – Прим. ред.), Клыч Клычев, Ислам Магомедов, Пахрутдин Махаев и Гашим Узданов были расстреляны в ночь с 8 на 9 октября 2016 года между селами Герзель и Энгель-Юрт в Чечне. Их объявили оказавшими сопротивление боевиками.
"По данным правительства, четверо мужчин, пропавших без вести 28 сентября 2016 года, и их четверо сообщников напали на чеченских полицейских, открыв стрельбу и бросив в них гранату. В ответ полицейские открыли стрельбу; обе машины нападавших загорелись и полностью сгорели вместе со всеми преступниками внутри", – указана в решении ЕСПЧ официальная версия российских властей.
Суд в Страсбурге пришел к выводу, что несмотря на выводы российского следствия, никаких доказательств того, что убитые взорвали гранату – нет. Точная причина смерти восьми человек остается неизвестной, кроме того, не установлено общее число и личности якобы вступивших в перестрелку силовиков, их табельное оружие не было сопоставлено с гильзами, найденными на месте преступления.
Суд не стал вникать в вопросы похищения жителей Дагестана, сделав вывод о причастности к их смерти "агентов государства" (так в решениях ЕСПЧ называют сотрудников национальных правоохранительных органов. - Прим. ред.), а также о недоказанности обоснованности применения силы к погибшим, прокомментировал сайту Кавказ.Реалии решение Страсбурга работавший по этому делу в период следствия и участвовавший в подготовке жалобы в ЕСПЧ адвокат "Правовой инициативы" Шамиль Исаев.
Говоря о том, как решение ЕСПЧ повлияет на рассмотрение дела в Верховном суде Чечни (где дело по обвинению убитых в посягательстве на жизнь силовиков и незаконном обороте оружия рассматривается повторно, - Прим. ред.), защитник констатирует: в связи с выходом России из обязательств по Конвенции о защите прав человека рычагов воздействия практически не остается.
Сайт Кавказ.Реалии подробно писал об этом деле, в том числе о нестыковках и нарушениях в позиции следствия.
- 9 октября 2016 года глава Чечни Рамзан Кадыров рассказал подробности спецоперации: якобы бандгруппа несколько месяцев пыталась организовать диверсии, в том числе на выборах в Госдуму.
- 10 марта 2020 года Верховный суд Чечни постановил прекратить уголовное дело по обвинению Госена Госенова, Камиля и Шамилей Джамалутдиновых, Клыча Клычева, Ислама Магомедова, Пахрутдина Махаева и Гашима Узданова по обвинению в посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов и незаконном обороте оружия в связи с их смертью по нереабилитирующим обстоятельствам. 14 июня 2020 года Третий апелляционный суд в Сочи оставил это постановление в силе, но в октябре судебная коллегия Верховного суда России отменила апелляционное определение, вернув дело на новое рассмотрение. 26 ноября Третий апелляционный суд согласился с доводами защиты и отменил уже постановление Верховного суда Чечни, вернув дело в Грозный.
- Адвокаты и правозащитники отмечают, что часто те, кого выдают за боевиков на Северном Кавказе, на судах заявляют, что во время предварительного следствия давали показания под пытками.