ЕСПЧ постановил выплатить 882 тысячи евро по жалобам 29 жителей Ингушетии

Европейский суд по правам человека вынес постановление по объединенной жалобе 29 жителей Ингушетии на пытки, бесчеловечное и унижающее достоинство обращение и нарушение права на свободу и личную неприкосновенность. Общая сумма присужденной заявителям компенсации составляет 882 тысячи евро.

В рассмотрение были объединены три дела, сообщает Правозащитный центр "Мемориал" (в РФ организация внесена в список иноагентов, но не согласна с этим), события по которым произошли в 2007 – 2008 гг.

Заявителя по первому делу, бывшего сотрудника ингушской общественной организации "МАШР" Зураба Цечоева похитили из его дома в станице Троицкая. В подвале местного ФСБ его пять часов избивали, душили, угрожали изнасилованием, вынуждая признаться, что он якобы отправил имена сотрудников ФСБ на сайт Ingushetia.org, а также отказаться от общественной активности и покинуть республику.

Затем Цечоева отпустили, он зафиксировал травмы, и по его заявлению было возбуждено дело о превышении полномочий, однако расследование не было эффективным. Так, следователи даже не осмотрели подвал, где, пытали Цечоева, и не запросили записи с камер видеонаблюдения.

Заявителями по второму делу являются два жителя села Сурхахи, двоюродные братья, оба – по имени Магомед Аушев.

Первого заявителя сотрудники ФСБ задержали, обстреляв его дом, и вывезли, надев ему на голову черный пакет, вероятно, в отдел ФСБ в Северной Осетии. Там его избивали, пытали током, подвешивали, позднее вывезли в лес и загнали в вырытую яму, угрожая убийством. Таким образом его вынудили дать подписку о сотрудничестве с ФСБ и, когда он согласился, отпустили. Аушев не смог добиться возбуждения уголовного дела.

Три месяца спустя такси, в котором ехали оба заявителя, задержали на КПП в пригороде Грозного. Их вытащили из машины и вывезли, как выяснилось позднее, в ОВД в селе Гойты Урус-Мартановского района Чечни. Там обоих братьев били кулаками, прикладами автоматов и ногами, сожгли их документы, сказав, что они им больше не понадобятся.

Далее Аушевых передали тем же сотрудникам ФСБ, которые пытали Аушева во время его первого задержания. Они снова применили к первому заявителю пытку током, заявив, что это наказание за отказ от сотрудничества. Аушевы около двух дней провели в подвале в холодных камерах без окон, с крысами и со следами крови на стенах. Их регулярно били и угрожали, они слышали крики из других камер. Затем их отпустили.

Уголовное дело, в рамках которого братья добивались наказания виновных в пытках, было приостановлено без проведения эффективного расследование.

Третья жалоба – коллективная, от 26 жителей села Али-Юрт. По информации силовиков, именно в этом селе скрылись неизвестные, обстрелявшие ФСБ в Магасе 27 июля 2007 г. На следующий день прибывшие в Али-Юрт на бронетранспортерах и двух Газелях без номеров военнослужащие врывались в дома, избивали людей кулаками, ногами и прикладами. Всего, по словам заявителей, пострадали около 30 человек, в том числе женщины, несовершеннолетние и пожилые люди, из которых 19 затем пришлось госпитализировать в Назрань, а двоих – в Москву.

По жалобе пострадавших жителей было возбуждено уголовное дело и установлен факт проведения "спецоперации" в Али-Юрте, однако виновные так и не были установлены и привлечены к ответственности.

Интересы заявителей в ЕСПЧ представляли юристы ПЦ "Мемориал", сотрудничающие с "Мемориалом" адвокаты и юристы Европейского центра защиты прав человека.

  • В октябре 2021 г. ЕСПЧ вынес ряд решений в пользу заявителей из Ингушетии, в том числе матери жителя ингушского села Плиево Муслима Куриева, убитого сотрудниками ФСБ в 2014 г., и семьи расстрелянного в 2010 г. Гилани Цечоева.
  • Тогда же ЕСПЧ вынес постановление по делу "Хутиев и другие против России", оно связано с исчезновением в Дагестане в 2010 году жителя Ингушетии Мухаммеда Хутиева. Суд признал власти России ответственными за похищение и вероятную гибель Хутиева, а также за отсутствие эффективного расследования преступления.