Молодежь Северной Осетии своими силами восстанавливает памятники. Сам не восстановишь – никто не восстановит, говорят они.
Село Лац – самое старое в Куртатинском ущелье и одно из самых маленьких в Северной Осетии. Согласно переписи 2010 года, живет там всего 44 человека. Именно туда отправились юные жители республики. Официально их пребывание там называлось "этнографическим лагерем". Однако поездка никем не оплачивалась. С собой у них были лишь инструменты, сухой паек и энтузиазм.
Несколько месяцев назад организация "Иудзинад" провела съезд осетинской молодежи. Так появилось дочернее движение "Молодежь Осетии", активисты которого и запустили этнографический лагерь.
"Это первый шаг в этом проекте, – рассказал "Кавказ.Реалии" глава "Иудзинад" Батраз Кучиев. – Мы хотим организовать такие лагеря во многих ущельях. Горящие глаза наших ребят надо видеть!"
В Лаце ребята жили в домах XIX века, знакомились с традиционным осетинским бытом и помогали сельчанам – работы в селе хватает. "Мне было очень важно побывать в Лаце, – рассказал 'Кавказ.Реалии' Алан Хадиков. – Наша семья – выходцы из этого селения. Я лет 9-10 пытался сюда попасть, но все время мешало то одно, то другое".
Алан хочет своими руками восстановить здесь родовую башню. Правда, сделать это не так просто: по словам местного жителя Чермена Хадикова, без специальной лицензии это невозможно. "Поскольку башни являются историческими памятниками, с ними нельзя проводить никаких реставрационных работ, – объясняет он. – Для этого нужны специальные документы, которые не так легко получить".
Как бы то ни было, участники лагеря все-таки немного поработали над некоторыми историческими объектами Лаца. Они, например, восстановили облик древнего ныхаса – места для собраний старейшин. Для точности они использовали фотографию 1932 года. Также силами ребят спасен от разрушения уникальный чашечный камень – Уаиджы дур ("камень великана". – Пер. с осет.).
На этом камне, который весит три тонны, изображено созвездие Большой Медведицы. В мире таких памятников культуры всего несколько. Несмотря на уникальность, Лац легко мог его лишиться, т.к. он сильно накренился из-за отсутствия подпорного камня.
"Такие лагеря очень важны, – уверен Чермен Хадиков. – Если наша кавказская молодежь будет восстанавливать свою культуру, свои традиции, то у нас не останется вражды. Раньше же такого не было – иметь брата-чеченца, брата-ингуша, брата-лезгина или аварца было очень почетно. Это означало, что тебя знают за пределами твоего региона. К такому объединению надо стремиться и сегодня".