"Едут то ли красть, то ли воевать". Как в колониях Юга России вербуют рекрутов

Сразу несколько источников – отбывающие наказание осужденные, их родственники, а также недавно освободившиеся из мест лишения свободы – рассказали правозащитному проекту Gulagu.net о вербовке арестантов на войну против Украины. Опрошенные Кавказ.Реалии эксперты связали это с кризисом в Вооруженных силах РФ.

Жалобы на вербовку поступают на горячую линию Gulagu.net из пенитенциарных учреждений Нижегородской, Воронежской и Липецкой областей, Мордовии, Санкт-Петербурга и ряда южных регионов.

"Набирают тех, кто служил в горячих точках. Пока по желанию. Предварительно собеседуют плюс детектор лжи", – передает информатор из исправительной колонии №9 в ростовском городе Шахты.

"ИК-1 УФСИН Краснодарского края вербует для войны заключенных всех возрастов. Остановите этот беспредел!" – здесь источник мог перепутать регионы, так как в ГУ ФСИН по Краснодарскому краю нет исправительной колонии №1, зато она есть в поселке Тлюстенхабль в соседней Адыгее – он входит в агломерацию Краснодара.

В этой же адыгейской колонии, если верить источнику, снято видео, на котором показан небольшой двор между двумя общежитиями для осужденных. Снимающий говорит: "Вова тоже [ушел] (нецензурная лексика. – Прим. ред.). Все едут то ли красть, то ли воевать, [не] поймешь".

О том, что среди отправленных на войну "добровольцев" есть осужденные, СМИ писали и раньше. В конце мая журналисты проанализировали опубликованный украинской разведкой список с личными данными 2425 россиян. По подсчетам телеграм-канала "Можем объяснить", из 953 отправившихся из Чечни в Украину по меньшей мере 101 человек имеет уголовное прошлое – и даже настоящее. Изучив судебную базу, журналисты выяснили: самыми распространенными преступлениями среди них являются кражи и грабежи, мошенничество, незаконный оборот наркотиков и оружия, нарушения ПДД.

Например, в списке неоднократно судимый Бекхан Тайсумов – до конца 2022 года он должен был отбывать срок за мошенничество. В расследовании также упоминается заключенный Тамерлан Магамерзуев – он был приговорен к принудительным работам в марте 2022 года, однако вместо отбывания наказания уехал в Украину.

Покалеченное сознание

"Мы сами до конца не можем поверить информации, которая поступала и поступает. Но ее передают разные не связанные друг с другом источники, а с 24 февраля невозможно поверить в то, что началась война. Для огромного количества россиян она стерла грань между тем, что такое хорошо и что такое плохо. Зная, что российская армия убивает тысячи украинцев, они находят аргументы для оправдания этого", – начинает беседу с Кавказ.Реалии основатель Gulagu.net Владимир Осечкин.

Зная, что российская армия убивает тысячи украинцев, они находят аргументы для оправдания этого

В марте правозащитники получили первые сообщения из колоний для бывших сотрудников правоохранительных органов – там ФСБ пыталась агитировать ехать на войну тех, кто прошел "горячие точки".

"Им предлагали условно-досрочное освобождение или замену неотбытого срока в обмен на прикомандирование к фирмам, входящим в частные военные компании. На самом деле ЧВК – фактически филиал ФСБ и Минобороны, что подтверждается готовностью набирать туда осужденных, – продолжает собеседник. – Несколько месяцев назад мы не стали озвучивать эту информацию, так как в основном люди отказывались".

Владимир Осечкин в качестве примера приводит переданный ему одним из сотрудников колонии случай: когда к вербовщику привели бывшего бойца отряда спецназа, он категорично отказался. "Даже если силой будете забирать на Украину, я кому-нибудь из вас нос сломаю, чтобы меня еще на год-полтора оставили по новому делу за причинение вреда здоровью, нежели окажусь там. Для того почти весь срок на промке (производственная зона в колонии. – Прим. ред.) работаю, чтобы быстрее домой вернуться, а вы под конец срока меня в мясорубку хотите отправить", – цитирует Осечкин.

Для того почти весь срок на промке работаю, чтобы быстрее домой вернуться, а вы под конец срока меня в мясорубку хотите отправить

По его словам, летом началась волна сообщений из обычных колоний, всего более чем из 20 регионов. "Из той же Адыгеи поступила информация, что после встречи с вербовщиком чуть ли не 300 осужденных согласились ехать на войну. Оснований не доверять этим сообщениям от разных людей у меня нет", – продолжает спикер.

Он уточняет: части осужденных обещают, что они не будут участвовать в боевых действиях, а только "восстанавливать" разрушенные города Донбасса. Тем, кто сидит за незаконное хранение оружие и боеприпасов, предлагают стать помощниками саперов.

"Их осудили, чтобы они отбыли наказание, осознали неправильность своего поведения и вернулись в общество более гуманными, осмысленными людьми. А их, наоборот, толкают в мясорубку, откуда или вовсе не вернутся, или вернутся с покалеченным сознанием", – подытожил Осечкин.

Штрафные батальоны

Информацию о вербовке на войну осужденных нужно проверять, поскольку она звучит странно сразу по ряду позиций, считает директор правозащитной организации "Гражданин и армия" Сергей Кривенко.

"С моей точки зрения, сейчас вербуют достаточно рядовых граждан, чтобы не прибегать еще и к услугам осужденных. Понятно же, что ФСИН просто так не может отпустить заключенного – нужно оформлять или амнистию, или изменение наказания на более мягкое. Правовых механизмов для такого массового перевода нет. С другой стороны, становится очевидным – в сегодняшней России на закон и право можно наплевать", – указывает правозащитник.

В сегодняшней России на закон и право можно наплевать

Кривенко предполагает, что такая практика более вероятна в отношении отдельных осужденных с хорошей профессиональной подготовкой и военным опытом.

"А что будут делать в ЧВК, если осужденные, например, просто разбегутся? Конвоя же не будет. На самом деле такая практика очень проблематична, это отсылка к началу Великой Отечественной войны, когда из осужденных сформировали ряд военных подразделений", – полагает эксперт.

Справка: штрафные батальоны появились в разгар отступления Красной армии летом 1942 года, когда вышел прозванный в народе "Ни шагу назад!" приказ № 227. Они пополнялись нарушающими дисциплину военнослужащими. Им предлагался выбор: месяц в штрафбате – снимается до пяти лет заключения, два месяца – от пяти до восьми лет, три месяца – десять лет заключения. За все время войны через штрафные части прошли порядка 430 тысяч человек – это 1,5% от служивших в Красной армии во время Второй мировой войны.

Бойцы частных военных компаний, в которые могут зачислять согласившихся воевать осужденных, в Украине не являются официальной стороной конфликта с точки зрения России, так как по УК РФ это незаконные вооруженные формирования, указывает директор организации "Гражданин и армия". Но с точки зрения Женевских конвенций любой захваченный в плен человек с оружием в руках расценивается как комбатант и отношение к нему должно быть как к военнопленному, несмотря на неофициальный статус.

Террористическая война

Аналитик медиацентра "Одесская политическая платформа" Юрий Христензен в комментарии Кавказ.Реалии отмечает: Кремль ведет в Украине террористическую войну. Террористическую не только по используемым методам, но и в определении, которые дают таким типам войн на военных форумах отставные российские генералы.

"Характер войны определяется приказами командиров и государственной идеологией. Как ведут войны российские командиры, мы видели на примере Сирии. Например, сирийские врачи отказываются сообщать координаты больниц ООН, потому что ООН передает их России и российские самолеты наносят по больницам ракетно-бомбовые удары, – перечисляет военный аналитик. – Государственную же идеологию в прошлом году описал в своей статье Путин. Русские в статье подаются как нация-образец, а украинцы – как нация-антипод (анти-Россия). Подобная идеология уже была в Европе в 30-х годах прошлого века. Называлась – национал-социализм".

В этих условиях при нехватке личного состава логично набирать мобилизационный резерв среди заключенных, считает Христензен.

Спасатели разбирают завалы пятиэтажного жилого дома, в котором от российского военного удара, погибли более 30 человек. Город Часив Яр в Донецкой области, 10 июля 2022 года

"Российским солдатам в Украине приходится решать философский вопрос – отличить "образец" от "антипода". Их ошибки в решении философского вопроса приводят к военным преступлениями. Потому что народ-антипод в нацистской идеологии допустимо грабить, насиловать и убивать. Вряд ли у преступников больше навыков решать философские вопросы. Но это и не требуется Кремлю. Чем больше военных преступлений, тем успешнее террористическая война", – резюмирует эксперт из Одессы.

Российский военный эксперт, из-за репрессивного законодательства попросивший не указывать его имени, обратил внимание на следующий аспект: ни у Украины, ни у России нет достаточных ресурсов для решающего удара. Например, сперва с огромным напряжением после двухмесячной осады и бесконечных обстрелов взят "Азовсталь" в Мариуполе и лишь затем началось наступление на Луганском направлении.

"О том, что ресурсы Минобороны весьма ограниченны, свидетельствует направление на фронт старого вооружения. В апреле после страшного обстрела вокзала Краматорска ведомство заявило: комплекс "Точка-У" не стоит у России на вооружении. Но снято уже множество видео транспортировки именно этих ракетных комплексов 1980-х годов по российской территории. Также на видео видна транспортировка МТ-ЛБ (многоцелевой транспортер-тягач. – Прим. ред.) вообще 1960-х годов. Если мы говорим о нехватке техники и вооружения, отправке на фронт практически всех ресурсов, то проблемы вероятны и с личным составом", – указывает собеседник.

Если информация о наборе осужденных подтвердится, продолжает он, это покажет не только нехватку желающих воевать даже за деньги, но и массовую гибель российских военных, никак не сопоставимую с последними озвученными Минобороны цифрами.

  • В распоряжении Кавказ.Реалии оказались видеозаписи с двух встреч военного комиссара Армавира, Новокубанского и Успенского районов в Краснодарском крае Николая Юрова, агитировавшего местных жителей записаться контрактниками для отправки в Украину. За это им обещали порядка 300 тысяч рублей "боевых" с сохранением зарплаты и прежнего места работы.
  • В Госдуму внесена поправка к закону о воинской службе, которая позволит армии заключать контракты с ранее не проходившими срочную службу. Предполагается, что контракты можно будет заключать сразу после наступления совершеннолетия. Это позволит пойти на контрактную службу восемнадцатилетним сразу после окончания ими средней школы.