Для защитника татарского языка нашли экстремизм

Вид на Набережные Челны

В Татарстане начинается процесс по обвинению жителя Набережных Челнов в возбуждении ненависти или вражды по отношению к русским

Сегодня, 18 июля, в Набережных Челнах стартует судебный процесс по делу Алмаза Имамова, которого обвиняют в возбуждении ненависти или вражды по отношению к русским. Силовики, вероятно, обратили на него внимание после того, как он начал обращаться в государственные органы и банки с требованием обслуживать граждан не только на русском, но и на татарском языке. Правоохранительные органы обнаружили в публикациях Имамова во "ВКонтакте" экстремистские посты и комментарии. Мужчина свою вину не признает и заявляет, что писал правду. "Idel.Реалии" рассказывают об этом уголовном деле.

Никакого уголовного дела против 43-летнего жителя Набережных Челнов Алмаза Имамова могло и не быть, если бы не его ярое желание отстоять татарский язык. После языкового конфликта в Татарстане, который, вроде бы, завершился в ноябре прошлого года, Имамов решил бороться с дискриминацией (на его взгляд) татар самостоятельно. Он завалил госорганы, налоговую и банки заявлениями, в которых заявлял о том, что обслуживание и информирование граждан ведется лишь на русском языке.

— Я и раньше спрашивал, почему все только на русском языке, но мне отвечали, что таковы законы. Когда поднялась тема с татарским языком, население было агрессивно настроено к тому, чтобы изучать татарский. Я пришел к выводу, что это происходит от того, что государство ограничивает его потребность: в банках он не нужен, в ЖКХ не нужен, нигде не нужен, — констатирует Имамов.

Всю свою жизнь он живет в Набережных Челнах. Учился в техническом лицее КамАЗа, потом попытался поступить в институт, провалил один экзамен и от идеи получения высшего образования отказался: "Устал уже, не захотел, времени не было". Алмаз Иманов пошел в мелкий бизнес — купля-продажа, стройки, занимался автомобилями. "Сейчас практически не работаю, на стройках только иногда", — рассказывает Имамов. Семьи у него нет, живет с сестрой, ее мужем и двумя их детьми.

Обратиться во все возможные инстанции Имамова, по его словам, заставило языковое притеснение татар в Татарстане.

— Человек даже не может никуда обратиться на своем языке. Я пришел к выводу, что это прямая дискриминация законных прав татар. Если есть сайт на русском, то он должен быть и на татарском языке. А если на татарском нет, значит это не государственный орган, — поясняет свою позицию Алмаз Имамов.

Такое рвение мужчины обернулось пристальным вниманием к нему со стороны правоохранительных органов. В конце марта — начале апреля этого года СУ СКР по РТ завело на него уголовное дело по ч.1 ст. 282 УК России — возбуждение ненависти или вражды. Силовики прошерстили его страницу во "ВКонтакте" (все аккаунты уже удалены) и обнаружили там десятки экстремистских, на их взгляд, постов и комментариев. В апреле в квартире у Алмаза Имамова провели обыск и изъяли компьютер.

По версии следствия, Алмаз Имамов на протяжении полутора лет — с 29 августа 2016 года по 21 декабря 2017 года — "разместил на своей странице во "ВКонтакте" тексты, имеющие высказывания, содержащие унизительные характеристики, негативные эмоциональные оценки и установки в адрес представителей различных социальных групп людей: людей русской национальности, людей христианского вероисповедания, направленные на возбуждение ненависти и вражды между людьми разных национальностей по признакам формирования и подкрепления негативного стереотипа, отрицательного образа людей русской национальности, враждебного, агрессивного и уничижительного отношения к лицам русской национальности, пропаганды исключительности, превосходства людей татарской национальности и неполноценности людей русской национальности".

Правоохранительные органы опросили нескольких пользователей соцсети "ВКонтакте", которые как мантру повторяли одно и то же: Алмаз Имамов своими постами оскорбляет и унижает русскоязычное население, возбуждает ненависть к русскому населению Татарстана и России в целом. "Idel.Реалии" выяснили, что еще 22 января этого года из ЦПЭ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области поступило обращение гражданина по факту размещения в группе "Нижнекамск Вконтакте" "материалов, возможно нарушающих законодательство РФ по противодействию экстремистской деятельности".

"Заявитель к своему обращению приложил скриншоты из фрагмента видеоролика, выложенного пользователем "Каркас Каркас" (одна из страниц Имамова), в которых, возможно, содержатся призывы к осуществлению экстремистской деятельности", — говорилось в рапорте на имя начальника ЦПЭ МВД по Татарстану.

Сам Алмаз Имамов рассказывал, что в своих постах он "осуждал русский нацизм, идеологию превосходства русской нации и ее прав, преступления и идеологию РПЦ и ее последователей, ущемление татарского языка и дискриминацию татар". "Умысла на унижение русского народа я не преследовал", — заверял Имамов.

"Idel.Реалии" удалось ознакомиться с материалами уголовного дела. Так, мужчина писал, что "целью русского фашизма является оккупация и введение в качестве государственного русского языка и подселение русского населения", а средствами "русского фашизма является геноцид, этноцид и налоговый грабеж". Кроме того, Имамов утверждал, что "нагрузка на пенсионеров русских фашистов в Татарстане ляжет на татар", а "русские фашисты должны быть наказаны". Мужчина был недоволен тем, что "русские решают, сколько уроков татарского должно быть в Татарстане" и заявлял, что "уничтожить русских фашистов и их пособников в ближайшем будущем — задача номер один для сотен народов и десятков стран" (цитаты из материалов уголовного дела).

— Я все делал, чтобы противодействовать преступлениям, указанным в статье 354.1 УК РФ — реабилитация нацизма. Так как нормативных актов для борьбы с русским нацизмом нет, я боролся с ним, как мне казалось, правильно, свободно. Умысла на унижение русского народа я не преследовал, — говорит Алмаз Имамов.

Получить обвинительное заключение мужчина отказался, поскольку оно было лишь на русском языке. Кроме того, Имамов отказался от услуг государственного адвоката, поскольку он подозревает его в связях с полицейскими, и тот не говорит на татарском языке. Мужчина и вовсе просил перевести все дело на татарский язык (чего, по его словам, сделано не было), а на сегодняшнем заседании намерен ходатайствовать об отводе судьи.

Уголовное дело Алмаз Имамов связывает со своей активностью в борьбе за татарский язык. "До моих обращений никто не обращал на меня внимания", — недоумевает он.

— Следователи же сами пишут, что я с 29 августа 2016 года по 21 декабря 2017 года писал эти посты, то есть до этого у них ко мне претензий не было. А тут неожиданно появились, после чего они решили: "Давайте-ка его привлечем к ответственности", — резюмирует Имамов.

вадим мещеряков

Idel.Реалии