Держать удар. Почему курсы самообороны для женщин непопулярны на Кавказе?

Иллюстративное фото

В конце прошлого года академия единоборств Alania MMA во Владикавказе объявила набор на курсы самообороны для женщин. Тем не менее в регионах Северного Кавказа подобные секции популярностью не пользуются. Почему кавказские девушки не хотят или не могут учиться самообороне?

Милана Дудиева, первая девушка-боец в UFC из России, c ноября ведет курсы по самообороне для женщин во Владикавказе. Она отмечает, что хочет "подтянуть всех женщин и девушек телом и духом".

"Сейчас такое время, что каждая вторая девушка сталкивается с физическим насилием, – объясняет Дудиева. – Не знаю, с чем это связано. Но те, кто попадает в такие ситуации, должны уметь постоять за себя психологически и физически".

— Подписывайтесь на наш телеграм-канал!

Это не первая попытка академии единоборств Alania MMA запустить курсы по самообороне для девушек и женщин. В ноябре 2019 года группа под руководством памирского специалиста по муай-таю и кикбоксингу Хурсанда Джамшедова просуществовала несколько месяцев. Потом Джамшедов уехал из Владикавказа, а секция закрылась.

И тогда, и сейчас посетительницы секции среди основных причин, по которым они выбрали ее, называли "подтянутое тело" и дополнительную физическую активность. Пострадавшая несколько лет назад от семейного насилия Вандана Джиоева объясняет это местным менталитетом.

"Есть две категории девушек. Первая пойдет на курсы и не будет стесняться говорить об этом. А вторую на такие курсы не загонишь, пока их эмоционально жизнь не сломает. Ни тем, ни другим лучше не упоминать слов "защита" и "драться", их это напугает, а наших мужчин будет провоцировать к агрессии", – поясняет Джиоева.

Она настаивает, что эти курсы должны в первую очередь учить защищать себя, а не драться на равных с мужчинами.

Нужно научить понимать, какое положение должно занять твое тело, чтобы получить меньше увечий

"Никакая мужская сила не поддастся женской. Девушке нужно уметь в первую очередь группироваться, чтобы сохранить свои внутренние органы, – рассуждает Джиоева. – Пусть научат элементарному – как вылезти из удушающего (удушающий прием – захват, целью которого является перекрытие поступления кислорода в мозг. – Прим. ред.), как научиться совладать с собой и трансформировать этот страх. Как не впадать в панику, ступор, а собраться и понять, какое положение должно занять твое тело, чтобы получить меньше увечий".

Лия Панцалашвили обучает израильской технике рукопашного боя и самообороны крав-мага KMG. Хотя изначально система самозащиты создавалась для спецподразделений армии Израиля, в итоге она подходит даже для детей.

"Мы не учим побеждать в спортивных поединках, мы учим, как не попадать в конфликтные ситуации или выходить из них с минимальными потерями. Мы много говорим про тактику и отрабатываем ее", – рассказывает тренер.

Панцалашвили отмечает, что "помогать женщинам – это отдельная любовь, а видеть плоды своей работы бесценно". Среди ее учениц и те, кто уже столкнулся с насилием, и те, кто хочет не встретиться с опасными ситуациями в будущем.

"Мы говорим о разных стадиях конфликта и в первую очередь учим их избегать, – говорит тренер. – Но когда вопрос стоит об угрозе здоровью и жизни, то учим защищаться всеми доступными способами".

С необходимостью не только физической, но и психологической работы на курсах соглашается и Джиоева.

"Изначально нужно учить тому, как предотвратить паническую атаку, стресс", – говорит Джиоева.

Дудиева соглашается, что в самообороне важна и психологическая подготовка, но на своих курсах этот аспект затрагивать не собирается.

"Воспитывать я не собираюсь никого, потому что каждый сам для себя решает, как воспитываться", – объясняет спортсменка.

В 2020 году проект "Правовая инициатива" провел исследование по проблеме сексуальных домогательств в России, а также иных видов насилия в отношении девочек и женщин "Не молчи! Не бойся! Не вини себя!". Оно строилось на основе интервью с женщинами из шести регионов России, в том числе из Ингушетии, Северной Осетии и Чечни.

Женщины, пострадавшие от сексуальных домогательств, и специалисты по проблеме насилия в отношении женщин и детей говорили в том числе и о стратегиях изменения ситуации в России.

"В качестве одной из рекомендаций нами предлагалось и предлагается посещение женщинами специальных курсов самообороны", – отмечает одна из авторов исследования Юлия Гимазова.

Она считает, что это может быть отдельным аспектом работы центров, занимающихся помощью женщинам, попавшим в сложные ситуации.

В целом же, по ее мнению, подобные курсы должны быть востребованы разными целевыми группами, так как "любой женщине могут придать в себе уверенность и поднять самооценку".

Гимазова отмечает также важность масштабной государственной программы по профилактике семейного насилия.

Женщина должна чувствовать, что защищена

"Она должна быть инициирована и профинансирована государством, – рассуждает эксперт. – Права женщины на жизнь, на полноценное существование, на уважение должны быть гарантированы. Она должна чувствовать, что защищена".

По ее мнению, курсы самообороны как раз могут помочь женщине осознать свои права.

Панцалашвили в свою очередь считает, что понимание необходимости курсов самообороны для женщин в России растет. Однако, по ее мнению, сами курсы самозащиты – лишь одно из звеньев, которое может помочь в снижении уровня насилия над женщинами.

***

В 2016 году департамент политики Европейского парламента провел исследование о роли знания навыков самообороны в предотвращении насилия над женщинами. Авторы пришли к выводу, что доказательная база об эффективности курсов самообороны для женщин и девочек в предотвращении насилия растет. Тем не менее, согласованного подхода у стран ЕС, как и отдельного финансирования, нет.

В США система курсов самообороны R.A.D. преподается бесплатно офицерами полиции или сертифицированными инструкторами на базе кампусов университетов и департаментов полиции. Программа одобрена Национальным институтом самообороны.

Главные новости Северного Кавказа и Юга России – в одном приложении! Загрузите Кавказ.Реалии на свой смартфон или планшет, чтобы быть в курсе самого важного: мы есть и в Google Play, и в Apple Store.