Деньги на ветер

Северокавказские республики в лидерах по неэффективности госзакупок

Республики Северного Кавказа заняли последние места в рейтинге ​ эффективности региональных госзакупок за первое полугодие 2017-го. Рейтинг составлен аналитическим центром при правительстве РФ.

Последние пять мест в нем занимают Кабардино-Балкария, Дагестан, Чечня, Карачаево-Черкесия и Ингушетия. Северная Осетия находится на несколько строчек выше. Результаты Ставропольского края также нельзя назвать впечатляющими – 67 место из 85. Примерно в середине списка расположились Адыгея (39 место) и Краснодарский край (45). Самые успешные здесь Ульяновская, Кемеровская области и Хабаровский край.

И если в 2016-м положение многих было сравнительно неплохим, то год спустя ситуация сильно изменилась. Кабардино-Балкария с 34 места скатилась на 81-е. Впрочем, Адыгея, наоборот, поднялась с 64 на 39.

Разумеется, необходимо учесть, что итоги всего 2017-го пока не подведены. Поэтому приходится сравнивать окончательный результат за 2016-й и предварительные данные за первое полугодие 2017-го.

Кроме того, составители изменили формулу расчета рейтинга, это делает сравнение несколько некорректным.

Система госзакупок в России является одной из основных мишеней оппозиции и представителей гражданского общества. Результаты торгов часто становятся объектом критики из-за расточительства.

Как уточнили в аналитическом центре при правительстве, для рейтинга были проанализированы закупки на 1,9 трлн рублей. Из них почти 70% приходится на региональных заказчиков. Центр составляет свой лист, исходя из пяти критериев – конкурентности (самый важный пункт), экономности, эффективности планирования, конфликтности и подозрительности закупок.

Конкурентность госзакупок рассчитывается по количеству участников, допущенных к участию в торгах. Особое внимание уделяется субъектам малого предпринимательства и НКО.

По последнему показателю Северная Осетия в прошлом году вышла на первые позиции. Регион расположился сразу за Петербургом по суммам, полученным в ходе конкурсов малыми предпринимателями и НКО.

При этом за первое полугодие 2017-го треть всех торгов в России прошла с одним участником, т.е. без конкуренции.

Конфликтность госзакупок определяется количеством выявленных процедурных нарушений в регионе. Здесь в первом полугодии 2017-го лидируют Дагестан, Ингушетия и Москва. Впрочем, высокая конфликтность может быть связана как с большим количеством нарушений, так и с высокой конкурентностью.

Экономность и эффективность планирования, отмечают составители рейтинга, тесно связаны - чем выше экономность, тем лучше планирование.

Предполагаемая подозрительность сделок высчитывается по доле сделок, которые заключены с участниками торгов, предложивших максимальную цену. Но цена является не единственным индикатором, ведь более дорогой товар может быть признан более качественным и удовлетворяющим потребности государственного ведомства, нежели его дешевый аналог.

Несмотря на то, что северокавказские субъекты остаются в аутсайдерах, положительный пример Адыгеи свидетельствует о том, что прогресс в этой области возможен. Учитывая, что госсектор играет в регионе значительную роль, улучшение эффективности закупок может сильно повлиять на экономику СКФО.