Южный окружной военный суд снова продлил срок заключения в СИЗО журналисту дагестанской газеты "Черновик" Абдулмумину Гаджиеву, которого обвиняют в финансировании терроризма. Вместе с ним под арестом еще на три месяца, до 28 января, останутся глава благотворительного фонда "Ансар" Абубакар Ризванов и программист Кемал Тамбиев.
Гаджиев подчеркнул, что прокурор потребовал продлить меру пресечения только на основании тяжести статьи, что незаконно. Адвокаты заявили, что не было представлено никаких доказательств, что подсудимые могут скрыться или помешать рассмотрению дела, и попросили заменить арест в СИЗО на более мягкую меру, не связанную с лишением свободы. Однако суд поддержал сторону обвинения.
Помимо этого на заседании также были заслушаны свидетельские показания бывшего имама центральной мечети Махачкалы Магомедрасула Саадуева. Он сразу заявил, что незнаком с подсудимыми, о Гаджиеве знает только заочно, газету "Черновик" никогда не читал и не знает подробностей деятельности проповедника Абу-Умара Саситлинского (Исраила Ахмеднабиева), в связи с которым и обвиняют подсудимых.
Однако, выяснилось, что Саадуев несколько раз пересекался с Ахмеднабиевым в своей работе. В частности, фонд "Ансар", связанный с проповедником, помог фонду "Инсан" при мечети перевести собранное прихожанами пожертвование сирийским беженцам. Кроме того, Ахмеднабиев принял активное участие в диалоге с традиционными мусульманами, которые пытались урегулировать напряженную обстановку в Дагестане.
"В народе знали, что Гаджиев и Ахмеднабиев были представителями салафитского течения ислама, но оба были против вооруженных конфликтов и бандформирований. Ситуация в республике тогда была напряженной и мы инициировали диалог, хотели наладить связь. Другие, радикальные салафиты назвали мирных предателями, стали им угрожать и продолжили теракты - мирное течение выступило категорически против таких действий", - сказал Саадуев.
Он не смог ответить, в каком качестве был на этих мероприятиях Гаджиев - как журналист или участник. Также он сообщил, что ни о какой противоправной деятельности или поддержке террористов Ахмеднабиевым или кем-то из подсудимых он ничего не слышал. Сейчас проповедник находится в международном розыске, как и еще семь человек по этому делу.
- По версии обвинения, Гаджиев отвечал за пиар Ахмеднабиева, помогая распространять его призывы о сборе благотворительности, которая в итоге отправлялась на поддержку террористов. Тамбиев и Ризванов, считает следствие, распределяли и посылали деньги в Сирию. Правозащитный центр "Мемориал" (российские власти внесли "Мемориал" в список иностранных агентов, "Мемориал" с этим не согласился. – Прим.ред.) объявил Гаджиева политическим заключенным.
- Ранее еще один свидетель обвинения отказался от своих показаний в суде, заявив о давлении и угрозах силовиков на предварительном следствии. С таким заявлением выступил Мурат Кусигаджиев, который сам сейчас проходит обвиняемым по делу об участии в террористической организации.