Дагестанский батальон и побег сестер. Итоги недели

Бежавший от насилия в семье сестры из Дагестана

Продолжение истории сбежавших от домашнего насилия сестер из Дагестана, создание дагестанского добровольческого батальона для противостояния России, отставка высокопоставленного приближенного Кадырова и поиск "агентов" Украины – об этом в 104-м выпуске подкаста Кавказ.Реалии.

Your browser doesn’t support HTML5

Дагестанский батальон и побег сестер | КАВКАЗ.ПОДКАСТ #104

Слушайте подкаст Кавказ.Реалии там, где это удобно вам:

Побег сестер из Дагестана

Главная история этой недели – побег четырех сестер из Дагестана от домашнего насилия в семье. Девушки – это Хадижат и Патимат Хизривы, Аминат Газимагомедова и Патимат Магомедова – обратились за помощью еще в 2020 году. Они заявили об избиениях и тотальном контроле со стороны родственников. В детстве, как утверждают сами сестры, они подверглись так называемому женскому обрезанию – это калечащая операция на половых органах, она запрещена во многих странах мира, но не в России.

Два года девушки собирали свидетельства побоев и нарушения своих прав и в августе, дождавшись совершеннолетия младшей из сестер, бежали из Дагестана сначала в Москву. Их эвакуацией занималась кризисная группа СК SOS, это объединение работающих на Северном Кавказе правозащитников. Родственники сестер организовали их розыск, из-за чего девушки три месяца не покидали убежище.

Бежать из России сестры решили через пешеходный пункт пропуска "Верхний Ларс" на границе с Грузией. Они прибыли туда в субботу, 29 октября. Пограничники после досмотра документов сестер без объяснения причин отказались выпускать их страны. Несмотря на совершеннолетний возраст девушек, силовики интересовались, кто разрешил им выехать за границу. На помощь беглянкам приехала адвокат Лейсан Маннапова. Сотрудник контрольно-пропускного пункта сперва сообщил ей, что задержанным запрещено выезжать из страны из-за долгов. Однако затем, когда адвокат показала справки об отсутствии исполнительных производств, пограничник признался, что это был лишь повод потянуть время до "сигнала от руководства".

К "Верхнему Ларсу" приехали сотрудники осетинского ОМОНа – они сослались на заявление родственников, которые сообщили о похищении девушек. Кроме того, к ситуации подключились уполномоченные по правам человека в Дагестане и Северной Осетии, последний сообщил новую версию происходящего. По его словам, родственники обвинили сестер в краже, что и стало причиной задержания. На границе родные пытались силой забрать девушек, но адвокату удалось убедить полицию не допускать их. Сестры написали заявления на членов семьи с описанием многолетнего насилия. После этого их пропустили в нейтральную зону, а затем – в Грузию.

Читайте также "Нас заберут, нас убьют": история сбежавших от насилия сестер из Дагестана

3 ноября правозащитница Светлана Анохина сообщила о продолжении истории, связанной с сестрами. Она утверждает, что после их побега полиция в Дагестане начала разыскную деятельность в отношении тех, кто мог быть связан с девушками и помогал им. В рамках этой проверки, как рассказала Анохина, сотрудники республиканского управления МВД задержали в центре Махачкалы 15 молодых людей, доставили их в отделение полиции, где угрожали и допрашивали о сбежавших в Грузию сестрах. Подтверждения этой информации из официальных источников нет.

Дагестанский батальон в Украине

В Украине заявили о создании дагестанского добровольческого батальона для противостояния российскому вторжению и борьбы за независимость Дагестана. Власти республики эту новость не комментировали, в России предусмотрена уголовная ответственность за призывы к нарушению территориальной целостности страны и за само обсуждение возможного отделения ее субъектов.

Созданный в Украине дагестанский батальон назван в честь имама Шамиля, лидера северо-кавказского освободительного движения в XIX веке. Командиром подразделения стал ранее неизвестный Магомед Сайпулаев. 29 октября в этой должности его представил депутат Верховной рады Алексей Гончаренко, глава объединения "За свободный Кавказ" в украинском парламенте и представитель Киева в Парламентской ассамблее Совета Европы. "Батальон сначала поможет Украине, а затем мы поможем Дагестану", – написал Гончаренко на своей странице в фейсбуке и опубликовал совместное видео с Сайпулаевым.

На стороне Украины уже воюют несколько добровольческих подразделений из числа сторонников непризнанной Чеченской республики Ичкерия, которую Верховная рада 18 октября объявила "оккупированной территорией". Батальон имама Шамиля стал первым добровольческим дагестанским подразделением, о котором в Украине заявили на официальном уровне. Его численность и боевые задачи на данный момент неизвестны. Ахмад Ахмедов, лидер так называемого Всеукраинского конгресса народов Дагестана в интервью Украинской службе Радио Свобода заявил, что у дагестанцев и украинцев сейчас один враг.

Читайте также "Будем делать все, чтобы Россия проиграла". Президент Конгресса народов Дагестана – о войне в Украине

2 ноября, то есть уже после сообщения о создании дагестанского батальона, премьер-министр Ичкерии за рубежом Ахмед Закаев призвал Украину признать независимость Дагестана от России. Политик пообещал в будущем предложить новую форму конфедерации народов Северного Кавказа и добавил: "Мы публично заявляем, что никакой войны на Кавказе не будет".

В конце сентября в Дагестане прошли одни из самых массовых протестов в России против объявленной президентом Владимиром Путиным мобилизации, акции сопровождались стычками с полицией, их участники подверглись преследованиям.

Общее число отправленных на войну с Украиной жителей республики неизвестно, из данных местных властей следует, что речь идет не менее чем о трех с половиной тысячах бойцов. Точное число погибших в Украине дагестанцев тоже неизвестно. Согласно данным СМИ из открытых источников, потери исчисляются сотнями, по этому показателю Дагестан на первом месте среди национальных республик России.

Из Совбеза Чечни – в командиры "ЛНР"

Глава Чечни Рамзан Кадыров отправил в отставку секретаря Совета безопасности республики Апти Алаудинова, который с марта участвует в войне против Украины. Указ об отставке датирован 31 октября. В тексте документа указано, что Алаудинов освобожден от должности "по собственной инициативе". Сам кадыровский чиновник о намерении уйти в отставку до этого публично не заявлял и указ своего начальника не комментировал.

3 ноября стало известно, что Алаудинов получил назначение в так называемой народной милиции самопровозглашенной "ЛНР", там он стал "заместителем командующего по ведению боевых действий 2-го армейского корпуса", ему также присвоено воинское звание генерал-майора, об этом сообщил Кадыров. Алаудинов также остался помощником главы Чечни по силовому блоку и командиром спецподразделения "Ахмат".

В должности секретаря Совета экономической и общественной безопасности Чечни Алаудинов провел чуть больше трех месяцев – он был назначен в конце июля лично Кадыровым и именно благодаря участию во вторжении в Украину. Критики главы Чечни при этом заявляли, что Алаудинов отправился воевать "для искупительной миссии": в 2019 году в СМИ писали, что он участвовал в заговоре против Рамзана Кадырова. Чиновник эту информацию отрицал и угрожал тем, кто ее распространял. Тем не менее позднее он был уволен с должности заместителя главы МВД по Чечне.

После отправки на войну с Украиной Алаудинов вновь появился в публичном пространстве. Кадыров стал регулярно посвящать ему публикации в своем телеграм-канале. Кроме того, Алаудинов нередко появляется в эфирах российских государственных телеканалов, а в начале августа получил звезду "Героя России".

Алаудинов находится под санкциями США и Великобритании по обвинению в причастности к нарушениям прав человека в Чечне. 25 августа этого года Служба безопасности Украины назвала Алаудинова подозреваемым в посягательстве на территориальную целостность и неприкосновенность страны. В Киеве утверждают, что в результате действий подразделения "Ахмат" в Луганской области погибли и пострадали тысячи мирных жителей. Проверить эту информацию в условиях продолжающихся боевых действий невозможно.

Поиск "агентов Украины" на Северном Кавказе

Федеральная служба безопасности России заявила о задержании в Ставропольском крае четверых местных жителей, которые якобы готовили теракт "на одном из административных объектов региона". Задержанных спецслужба назвала сторонниками неких "украинских националистических организаций", но не предоставила убедительных доказательств этой версии – и это не первый такой случай за последнее время. В Украине подобные заявления ФСБ не комментируют. Опрошенные редакцией Кавказ.Реалии правозащитники указали на невозможность независимой проверки утверждений спецслужбы из-за ее репрессивной практики.

Российские СМИ сообщили о задержании подозреваемых в подготовке теракта на Ставрополье 28 октября. Однако когда именно проходила операция ФСБ, неизвестно. Спецслужба предоставила государственному агентству "РИА Новости" оперативную съемку, на ней демонстрируется момент задержания одного из четверых подозреваемых, его лицо на видео не показано. Где и когда была сделана запись, установить невозможно – это же касается кадров с оружием из предполагаемого тайника. На видео с допроса задержанного ФСБ скрыла его лицо, а подозреваемый в показаниях использует канцеляризмы, то есть формулировки, свойственные официальным документам. Какие-либо другие сведения, которые могли бы подтвердить версию об "украинском следе" в этом деле, опубликованы не были.

Подобный случай ранее произошел в Дагестане. Местный государственный телеканал со ссылкой на управление ФСБ по республике опубликовал видео, на котором вооруженные бойцы штурмуют некий дом. В результате был задержан местный житель, он якобы планировал поджечь военкомат, и, как утверждается в сюжете телеканала, сделать это его "вынуждали украинские спецслужбы". Доказательства этих утверждений опубликованы не были. Дагестанское управление ФСБ официально не сообщало о предотвращении поджога военкомата по заданию из Украины.

После начала полномасштабного военного вторжения в Украину силовые структуры России регулярно отчитываются о задержании так называемых агентов украинских спецслужб – не только в регионах Северного Кавказа и юга России, но и в других частях страны. В большинстве случаев силовики ограничиваются публикацией видео задержаний. У независимых юристов обычно нет возможности получить доступ к таким делам из-за того, что подозреваемые подвергаются психологическому давлению и пыткам, заявили опрошенные редакцией Кавказ.Реалии правозащитники.

Подписывайтесь на подкаст Кавказ.Реалии: