"Россия никогда не хотела, чтобы черкесов становилось больше"

Беженцы из Украины пересекают границу России. Лето 2014 г.

Государственная дума РФ одобрила поправку к законопроекту, в соответствии с которым украинцы смогут получать гражданство РФ в упрощенном порядке. Внесенные поправки разрешают не предоставлять справку об отказе от гражданства Украины, подтверждением чего будет являться нотариально заверенная копия самого заявления. Также Госдума приняла во втором чтении законопроект, который позволит отменять решения о предоставлении гражданства осужденным за терроризм и экстремизм.

Черкесские активисты уже отметили, что законопроект в корне противоречит Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции по правам человека, Конституции России, международным обязательствам страны в области прав и свобод человека.

Замруководителя общественной организации "Адыгэ Хасэ" в Краснодаре Аскер Сохт отметил в беседе с "Кавказ.Реалии", что Госдума одобренные изменения являются дискриминационными, поскольку устанавливают преимущества гражданам Украины по сравнению с уроженцами других стран.

"Это - путь к худшим примерам дискриминации, известным в мировой истории. Цивилизованный мир осуждает любые формы дискриминации. Равенство всех перед законом - краеугольный камень, на котором зиждется правовое государство. Отход от общепринятых стандартов в области прав и свобод человека - это путь в никуда", - считает черкесский общественник. По мнению Сохта, для многонационального государства это губительно.

"Лицемерно рассуждая о защите прав соотечественников за рубежом, законодатель пытается разделить их на людей первого и второго сорта", - говорит он.

Как полагает руководитель майкопского "Адыгэ Хасэ" Заурбий Чундышко, причиной такого не одинакового подхода властей к сирийским черкесам и украинским беженцам является то, что сирийских беженцев власти считают возможными возбудителями спокойствия в стране.

"Я имею в виду, что мусульманин из зоны боевых действий для них - потенциальный террорист, - поясняет Чундышко в беседе с "Каваз.Реалии". - Потом, сирийских черкесов почему-то с некоторых пор не считают соотечественниками. Сирийские черкесы практически все исповедуют ислам, украинцы - христиане, братья по вере. Ну и потом Россия никогда не хотела, чтобы нас, черкесов, становилось больше, количественно и качественно".

Заурбий Чундышко отмечает, что эта проблема зародилась в период 1763-1864 гг.

"Слишком большую рану империя нанесла нашему народу. Вытравить из сознания черкесов это невозможно. Поэтому всё, что связано с объединением, увеличением числа черкесов будет встречать сопротивление со стороны властей. Это мы сейчас и наблюдаем", - заявляет черкесский общественник.

Бывший официальный представитель Международной черкесской ассоциации в Москве Андзор Кабард рассказал "Кавказ.Реалии", что суть позиции России по черкесскому вопросу никогда не менялась, несмотря на частую смену вывесок, под которыми жила страна, что это - позиция завоевателя, в полной мере удовлетворенного полученными результатами и желающего закрепить таковые на веки-вечные.

"После лета 2012 года благодаря сирийским событиям все это стало предельно очевидно для всех, кто имел глаза, уши и полторы извилины в голове - даже репутационные риски, связанные с Сочи-2014, не заставили тогда Россию поколебаться в вопросах репатриации черкесов ни на йоту".

Что касается программы "соотечественников", то Андзор Кабард отмечает, что изначально она создавалась с целью заманить в Россию зарубежных славян и заселить ими гиблые места страны.

"Зарубежные черкесы никогда не признавались Москвой 'соотечественниками'. Это неоднократно подтверждалось официальными ответами соответствующих российских ведомств. И уж точно сами черкесы диаспоры не намеревались покидать средиземноморские субтропики, чтобы вместо репатриации в историческую Черкесию получить добровольную ссылку в Сибирь", - говорит черкесский активист.

Тот факт, что черкесы не рассматриваются Москвой как народ, имеющий в России равные с русскими права, очередной раз подтвердила история с беженцами из Донбасса, добавляет Кабард.

"И те, и другие размещались в Адыгее и Кабарде, для беженцев из Украины был недавно принят специальный закон по гражданству. Контраст отношения государства российского к тем и другим разительный! Это - явный пример дискриминации - не первый и не последний", - заключает Кабард.

Отметим, что, по данным службы статистики Адыгеи, более половины миграционного потока в республику составляют граждане Украины. Из выделенных на текущий год 600 квот желающим вернуться на родину черкесам на настоящий момент выдано только порядка 70. По данным местного комитета по делам национальностей, связям с соотечественниками и СМИ, в Адыгее сейчас проживают порядка 880 сирийских черкесов.