Черкесы вступают в политический торг с Эрдоганом

Черкесы в Турции отмечают 148-ую годовщину депортации с родины Россией, Стамбул, 21 мая 2012 года

Турецкие черкесы хотят получить уступки от властей в обмен на поддержку на референдуме

12 марта на митинг в Анкаре в поддержку создания адыгоязычных теле и радиоканалов призывает своих сторонников Конфедерация черкесских организаций (Черкесфед). 20 Хасэ (черкесских культурных центров) в состав Конфедерации. Черкесы намерены требовать, чтобы канал на адыгебзе (т.е. черкесском языке) организовало и оплатило турецкое государство.

"Если вы считаете себя адыгами, если не хотите пропасть и исчезнуть просто так и раствориться среди других, приходите на митинг", говорится в обращении Черкесфеда, распространённом в социальных сетях.

В настоящее время в Турции нет ни одного теле и радиоканала на черкесском языке, хотя государство оплачивает вещание внутри страны на арабском и курдском языках, на которых говорит часть населения страны. Кроме того, для зарубежной аудитории Турция оплачивает работу 13 теле и 8 радиоканалов, вещающих на 42 языках. Об этом “Кавказ.Реалии” рассказал член Черкесфеда, член партии Справедливости и Развития, доцент университета города Ван, Сельчук Баглар.

Следует отметить, что являясь членом Совета Европы с 1949 года, Турция, тем не менее, не подписала ни "Европейской Хартии о языках меньшинств и региональных языках" (European Charter for Regional or Minority Languages), которая гарантирует образование, юридическое обслуживание и телерадиовещание на этих языках, ни Протокол 12 Европейской конвенции о правах человека, гарантирующий защиту от дискриминации по признаку пола, расы, языка, этнического происхождения, религии и проч. Более того, согласно статье 42 конституции Турции, полный курс обучения в школах должен вестись только на турецком языке,

Один из лидеров Черкесфеда - Йилмаз Донмез отметил в беседе с “Кавказ.Реалии”, что несмотря на 42-ую статью конституции, с 2013 года Министерство образования Турции взяло на себя обучение на черкесском и абазинском языках.

"В Турции государство за свой счет предоставляет возможность два часа в неделю обучаться родному языку. Предоставляет разные возможности для сохранения нашей идентичности. При этом Турция — страна, которая ничем нам не обязана. Тем не менее, она предоставляет нам такие возможности", заявил “Кавказ.Реалии” Йилмаз Донмез.

Самая большая ассоциация черкесов в Турции - Каффед (Федерации кавказских ассоциаций), в которую входят 57 Хасе (черкесских культурных центров) - отказалась участвовать в митинге 12 марта. По мнению членов Каффеда, Черкесфед пытается привлечь голоса черкесов, чтобы они проголосовали за те изменения конституции, которые инициирует Эрдоган.

"Черкесфед - это фейковая черкесская организация. Они получают финансирование от АКП (Правящая партия в Турции “Adalet ve Kalkınma Partisi”/ “Партия Справедливости и Развития” - “Кавказ.Реалии”). Они сейчас привлекут голоса черкесов, чтобы наши соотечественники проголосовали за превращение Турции в диктатуру", заявил “Кавказ.Реалии” представитель Каффеда в Анкаре Тарик Топчу (Хатко) (Конституционный референдум 2017 года в Турции запланирован на 16 апреля. Ожидается, что полномочия президента страны резко возрастут если жители страны одобрят поправки в конституцию, предложенные руководством Турции – “Кавказ.Реалии”).

Сами представители Черкесфеда категорически отрицают информацию о том, что их спонсирует правительство Турции и партия АКП.

"Мы являемся общественной организацией и существуем только за счет членских взносов. Правительство не финансирует нас", заявил “Кавказ.Реалии” Йилмаз Донмез.

Несмотря на противостояние между организациями, члены Каффед считают, что в Черкесфеде много искренних людей.

"Да, их чаяния могут использовать в своих интересах представители власти, однако побудительные мотивы рядовых членов Черкесфеда чисты и благородны, они хотят сохранить черкесский язык и культуру", говорит Тарик Топчу (Хатко).

Члены также отозвались положительно о членах Каффеда. При этом, члены Черкесфеда считают, что тактика организации, заключающаяся в политическом торге с правительством Турции перед референдумом по изменению конституции приведет к реальным результатам.