Читайте также Сайт Кавказ.Реалии заблокирован в России. Что делать?
Чеченцы в Украине по обе стороны конфликта, потери военнослужащих с Северного Кавказа, аресты и задержания за антивоенные протесты – об этом в 69-м выпуске подкаста Кавказ.Реалии.
Your browser doesn’t support HTML5
Чеченцы в Украине – по обе стороны фронта
Не менее 29 военнослужащих с Северного Кавказа и юга России погибли с начала вторжения в Украину. Гробы пришли уже в шесть республик – это Чечня, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия и Калмыкия. Солдат также хоронили на Кубани, в Астраханской и Волгоградской областях.
27 февраля, через три дня после вторжения российских войск в Украину, о гибели военнослужащего из Дагестана заявил глава республики Сергей Меликов. Он разместил соответствующий пост в инстаграме. Чиновник назвал имя погибшего – Нурмагомед Гаджимагомедов. Глава Дагестана не уточнил обстоятельства его смерти. Как утверждают СМИ, Гаджимагомедов был офицером 247-го гвардейского десантно-штурмового Кавказского казачьего полка ВДВ. По неподтвержденным данным, он подорвал себя гранатой после того, как попал в окружение. О гибели военнослужащего из Дагестана стало известно еще до того, как Минобороны официально признало потери в Украине, отказавшись называть их точное число.
Следующее известие о гибели военнослужащего пришло из Калмыкии. 28 февраля глава республики Бату Хасиков официально заявил, что во время так называемой спецоперации российских войск в Украине "трагически погиб" сержант контрактной службы Константин Манджиев. Глава региона опубликовал в инстаграме его фотографию. Точное место и обстоятельства смерти сержанта власти не называют. По данным калмыцких СМИ, Манджиеву было 28 лет, он стал контрактником в 2014 году. Перед отправкой в Украину он, предположительно, проходил службу в воинской части в чеченском селе Борзой, где был водителем в инженерно-техническом взводе.
Глава Чечни Рамзан Кадыров официально признал потери в Украине только 1 марта. По его словам, во время российского вторжения погибли двое военнослужащих из республики, еще шестеро получили ранения разной степени тяжести. Другие подробности он не привел. За несколько дней до этого Кадыров заявлял, что никто из чеченских военных в Украине не погиб и не был ранен, хотя в соцсетях и СМИ к этому моменту уже были сведения о предполагаемом уничтожении колонны военной техники с так называемыми кадыровцами в поселке Буча к северо-западу от Киева. На территорию Украины военнослужащие из Чечни, согласно данным из разных источников, были заброшены со стороны Беларуси. Представители белорусской оппозиции заявили, что морги приграничного города Мозырь заполнены телами погибших "этнических чеченцев". Подтверждения этой информации из других источников нет.
Вечером 28 февраля ингушское издание "Фортанга" сообщило о гибели в Украине 10 военнослужащих из республики, еще 12 человек, по данным журналистов, были ранены. "Фортанга" назвала их имена и звания. Как сообщил в разговоре с Кавказ.Реалии один из родственников погибших, военные во время ночлега попали под ракетный обстрел. Наш источник утверждает, что в числе погибших были служащие Росгвардии. Глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов 1 марта подтвердил гибель военных из республики в Украине, однако не назвал их число.
В настоящее время известно также о гибели во время российского вторжения четверых военнослужащих из Кабардино-Балкарии. Информация об этом 1 марта появилась на официальном сайте правительства республики, а ее глава Казбек Коков принес соболезнования семьям погибших. Другие подробности он не привел. Тем временем призванные в ноябре-декабре 2021 года солдаты срочной службы из Кабардино-Балкарии пожаловались родителям, что их тоже могут направить в Украину. Семьи призывников обратились за помощью в Комитет солдатских матерей.
В тот же день, 1 марта, в Кавказском районе Краснодарского края прошли похороны погибшего в Украине капитана Александра Лысенко, о чем заявил губернатор Вениамин Кондратьев. Других официальных данных о потерях среди военнослужащих из Краснодарского края пока нет. В то же время власти официально признали гибель двух военных из Волгоградской области – это ефрейтор Владимир Коваленко и рядовой Александр Бахарев. Еще один погибший – военнослужащий Арман Нарынбаев из Астраханской области. СМИ сообщают о еще как минимум шести цинковых гробах, поступивших в регион из Украины, но подтверждения этому пока нет.
2 марта потери в Украине официально признал глава Северной Осетии Сергей Меняйло. Он не назвал число погибших, однако, по данным местных военных, речь идет о семи убитых. Их имена и обстоятельства смерти неизвестны. В редакцию Кавказ.Реалии поступают также пока официально не подтвержденные сообщения о погибших и раненых из Ростовской области и Ставропольского края. То есть война в Украине, которая к моменту публикации этого выпуска идет уже девять дней, затронула практически все регионы Северного Кавказа и юга России. Всего, согласно данным Минобороны России, погибли уже 498 военнослужащих, еще полторы тысячи ранены. Украинское командование заявляет о тысячах убитых российских военных.
Чеченцы в Украине – по обе стороны фронта
Отдельного внимания заслуживает ситуация с воюющими в Украине выходцами из Чечни – они есть по обе стороны фронта. О боях с участием военнослужащих из Грозного, так называемых кадыровцев, стало известно практически сразу после начала вторжения. Соответствующие публикации появились в СМИ и социальных сетях. На одном из опубликованных видео, как утверждается, военные из Чечни вместе с колонной военной техники находятся к северу от Киева.
Незадолго до этого также появилось видео, как предполагаемые чеченские военнослужащие вывешивают российский флаг на здании воинской части в Гостомеле. Этот поселок находится в 50 километрах к северо-западу от украинской столицы. На записи один из бойцов, обращаясь к Рамзану Кадырову, заявляет, что его отряд отбил три атаки украинской армии и захватил объект.
Вооруженные силы Украины признали подлинность видео, однако заявили, что кадыровцы вошли на территорию уже пустой части – боев за нее не было. Почти тогда же в социальных сетях было опубликовано видео, снятое, предположительно, в другом населенном пункте к северу от Киева – в поселке Буча. На записи местный житель демонстрирует уничтоженную колонну военной техники и говорит: "Это кадыровцы".
Основатель расследовательской группы Conflict Intelligence Team Руслан Левиев в интервью Кавказ.Реалии заявил, что кадыровцы действительно участвуют в российском вторжении в Украину, однако пока не было сведений, которые могли бы свидетельствовать о том, что их задействуют в серьезных боях.
25 февраля, еще до появления видео с предполагаемыми чеченскими военнослужащими в Украине и публикации данных о возможных потерях среди них, у главной мечети в Грозном выстроили тысячи бойцов местного подразделения Национальной гвардии России. Они были в полном обмундировании и с оружием в руках. Перед ними выступил Рамзан Кадыров. Он заявил, что чеченские военные готовы в любой момент выехать "на любую специальную операцию на любой территории", чтобы, как он выразился, "обезопасить Россию". Глава республики добавил, что подконтрольные ему бойцы якобы защищают ислам. В схожем духе 28 февраля высказался муфтий Чечни Салах Межиев. Он назвал вторжение в Украину войной за пророка, а погибших на ней чеченцев – шахидами, то есть погибшими на пути Аллаха.
Чеченцы воюют и на стороне Украины, известно об участии в обороне Киева двух добровольческих отрядов, которые ранее уже воевали против сепаратистов в Донбассе. В конце прошлой недели представители чеченской диаспоры в Европе заявили, что готовы сражаться против российской армии, если украинские власти заключат с ними официальное соглашение с гарантиями, что добровольцев потом не экстрадируют на родину по обвинению в наемничестве.
Кадыров признал участие европейских чеченцев в противостоянии российской армии. Он опубликовал угрозы в их адрес. Одновременно с этим в Чечне начали готовиться к последствиям войны в Украине. Среди пользователей социальных сетей в республике распространяются голосовые сообщения, в которых говорится о распоряжении Кадырова засевать огороды и приусадебные участки съедобными культурами. Всего есть два таких сообщения.
В первом, предположительно, говорит заместитель главы правительства Чечни Вахит Усмаев, во втором – председатель парламента республики Магомед Даудов. Они разъясняют распоряжение Рамзана Кадырова, сделанное 2 марта на заседание правительства и администрации главы Чечни. "Сажайте все, что можно съесть… Мы не знаем, чем все это закончится", – говорит на записи человек, голос которого похож на Вахита Усмаева. Даудов в свою очередь заявляет, что засеивание приусадебных участков носит обязательный характер.
Антивоенные протесты
За военную агрессию против Украины страны Запада ввели беспрецедентные санкции в отношении руководства России и экономики страны. Во многих городах проходят акции протеста с требованием немедленно остановить войну – их участников задерживают и арестовывают.
В первый же день вторжения России, 24 февраля, антивоенные акции прошли в Астрахани, Ростове-на-Дону, Волгограде, Краснодаре, представители чеченской диаспоры также провели митинг в столице Австрии. В Ростове за выступления против войны были задержаны три активиста, в Астрахани участников одиночных пикетов вызвали в так называемый Центр по борьбе с экстремизмом. В Волгограде в полицию попали 15 человек, в Краснодаре – более 40.
Вскоре начали поступать сообщения о штрафах и арестах. В Ростове-на-Дону за плакат с надписью "Нет войне с Украиной. Остановитесь" местную активистку обвинили в хулиганстве и "неуважении к обществу" и оштрафовали на тысячу рублей. Еще пять участников антивоенных акций в городе были арестованы. 20 суток ареста получил военный пенсионер из Краснодара, в Волгограде одну участницу пикетов оштрафовали, другой назначили обязательные работы. В Элисте силовики пришли к родителям, а также по месту работы одного из участников акции против войны.
25 февраля массовые митинги провели чеченцы, живущие во Франции и Норвегии. В Осло, например, они держали флаги Ичкерии и скандировали лозунги, в том числе "Путин – террорист".
26 февраля антивоенные пикеты вновь прошли в Волгограде, полиция задержала троих активистов, которые держали плакаты с надписями "Война с Украиной – позор России" и "Путина под суд! Нет войне!". Еще одна активистка была задержана на следующий день в Астрахани – за участие в пикетах и за полотенце расцветки украинского флага, которое она повесила у себя на балконе. Позднее ее арестовали на пять суток, активистка в знак протеста объявила голодовку.
27 февраля задержания вновь прошли в Краснодаре – почти 30 активистов были доставлены в полицию за само намерение провести антивоенный митинг. К ним применили силу. Похожий случай вскоре произошел в Ростове-на-Дону – там были задержаны семь человек, которые обсуждали военные действия на территории Украины между собой и в других, открытых чатах.
28 февраля стало известно об административном аресте жителя города Изобильный Ставропольского края, который на заднем стекле своего автомобиля разместил украинский флаг и плакат с оскорблениями в адрес руководства России. Тогда же поступили сообщения о новых арестах в Новочеркасске и Ростове, причем в последнем случае активистку признали виновной в неповиновении сотрудникам полиции из-за того, что она отказывалась убрать плакат без какой-либо надписи.
1 марта пикеты продолжились в Краснодаре, в тот же день кубанские активисты заявили о создании антивоенного комитета, они начали расклеивать листовки и анонсировали акции в Анапе, Сочи, Новороссийске и других городах края. Позднее стало известно, что одной из задержанных во время протеста в регионе следователь пригрозил уголовным делом по статье о госизмене за антивоенную позицию.
Акции против вторжения в Украину проходят во многих городах России. В Киеве заявили, что видят эти выступления, Евросоюз пообещал "протянуть руку дружбы и помощи" участникам протестов.
Подписывайтесь на подкаст Кавказ.Реалии: