На этой неделе муфтий Чечни Салах Межиев обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой законодательно запретить ваххабизм. По его мнению, эта идеология представляет опасность для российского государства. Эксперты же отмечают, что это только одно из многочисленных религиозных течений в исламе и некоторые богословы его почему-то путают с экстремизмом. Более того, запрет на ваххабизма существует в Дагестане еще с 1999 года, но в численном отношении исповедующих данное течение стало только больше.
Межиев заявил, что эта идеология сейчас распространяется на территории центральной России и Сибири. Он призвал всех мусульман объединиться против ваххабизма.
«Однако, запрет не даст ничего в плане борьбы с радикальными религиозными течениями. Само понятие «ваххабизм» в российском обществе по ошибке негативно воспринимается, хотя это всего лишь одно из течений в исламе», - сказал «Кавказ.Реалии» Садык Саидов, религиовед, доцент Дагестанского госуниверситета. Он считает, что в сознании российского общества ваххабизм стал восприниматься негативно, потому что в России экстремизм и ваххабизм чаще всего ассоциируется с теми, кого в прессе называют «боевиками».
Если запрещаем ваххабизм, давайте запретим шиизм, алавизм, исмаилизм, суфизм.
«У нас почему-то путают понятия «ваххабизм» и «экстремизм». Ведь экстремизм законодательно запрещен. С научной точки зрения, ваххабизм — это нормальное религиозное течение в исламе. Основоположник этого течения призывал вернуться к истокам ислама, он был против появившихся позднее в исламе обрядов, внедренных уже после пророка и его сподвижников. Если запрещаем ваххабизм, давайте запретим шиизм, алавизм, исмаилизм, суфизм и т. д. Запрет, во-первых, будет неправомерным, во-вторых, безрезультатным. Подобный закон есть в Дагестане, но ваххабитов почему-то меньше не становится. Непонятен смысл призыва принятия такого закона чеченским муфтием», - заявил Саидов.
Принятие такого закона развяжет силовикам руки и может начаться «охота на ведьм», считает кандидат исторических наук Зураб Гаджиев. По его мнению, подобное происходит и в Дагестане. Хотя никого по этому закону не судили, он дает право преследовать людей по подозрению в ваххабизме.
Чеченские богословы пошли в лобовую атаку с татарскими мусульманскими деятелями в России.
«Одно дело, когда на региональном уровне принимают эту ерунду. Оно не имело больших последствий. Если в России он будет принят, это может испортить отношения со странами, где эта идеология является господствующей. Что касается мотивов самого муфтия, то это, скорее, не напрямую от него исходящее предложение. Он просто озвучивает. Чеченские богословы пошли в лобовую атаку с татарскими мусульманскими деятелями в России. Судя по всему, кому-то необходимо всколыхнуть татарское мусульманское духовенство с помощью «карманных» северокавказских муфтиятов», - заявил Гаджиев. Он также заметил, что подобное прогнозировалось аналитиками, особенно, после обострения ситуации с Турцией. Эксперт отмечает, что закон вполне может быть и принят, учитывая желание властей найти как можно больше внутренних и внешних «врагов».
Предложение законодательно запретить ваххабизм на государственном уровне звучит не впервые. Еще в 2004 году такое предложение сделал тогдашний заместитель генпрокурора РФ Владимир Колесников. Мусульманское духовенство расценило это как дискриминацию по религиозному признаку, в Госдуме сослались на то, что это одно из течений в исламе. Годом позже, предложение поступило от тогдашнего муфтия Чечни Ахмада Шамаева. Однако, идея вновь не получила развития. Тогда главный федеральный инспектор по Чечне Имран Вагапов заявил газете «Коммерсант», что «с правовой точки зрения запрет будет небезупречным».