Больше долгов и меньше доходов

Уровень долговой нагрузки на бюджеты регионов Северного Кавказа. Данные "РИА-Рейтинг". Чем выше показатель, тем выше долг по отношению к собственным доходам

Ряд северокавказских регионов стали банкротами или приближаются к банкротству

Бюджетные долги являются одним из тормозящих факторов экономического роста российских регионов. Из-за долгов регионы зачастую не могут создать благоприятный режим для инвесторов путем снижения налоговой нагрузки. В результате получается замкнутый круг: инвестиции падают из-за неспособности региона с высокими долгами снизить налоги для привлечения вложений, что снижает налоговую базу и еще больше ухудшает ситуацию.

Северокавказские регионы известны своей высокой налоговой нагрузкой, т.е. высоким соотношением долгов к собственным доходам. В некоторых субъектах величина долгов приближается к их общему годовому доходу или даже превышает его. Когда долги региона больше его собственных доходов, он вступает в стадию технического банкротства, т.е. фактически не может выполнить свои обязательства по выплате долга.

Долги регионов часто складываются из тех средств, которые те вынуждены занимать у коммерческих банков для покрытия социальных обязательств перед населением. В 2017 году правительство России выделило средства на реструктуризацию долгов в 73 наиболее уязвимых регионах. Регионам выделили средства на продление сроков выплат и перевод части коммерческих кредитов в государственные. Это позволило снизить процент по текущим долговым выплатам.

Согласно рейтингу субъектов РФ по уровню долговой нагрузки "РИА-Новости", рекордсменом в РФ является Мордовия, где по итогам прошлого года долги превысили собственные доходы более чем в два раза (на 226 процентов). В Хакасии и Костроме соотношение составило соответственно 136 и 135 процентов. В Карелии и Кабардино-Балкарии практически одинаковая налоговая нагрузка – 124 процентов. Последняя стала своеобразным лидером по уровню нарастания налоговой нагрузки: в 2016 году соотношение бюджетного долга КБР к ее доходам составляло около 84 процентов. Всего в рейтинге находятся 7-8 регионов-технических банкротов, т.е. тех территорий, у которых долги превышают собственные доходы.

Ситуация в Карачаево-Черкесии также несколько ухудшилась. В 2016 году налоговая нагрузка составляла 87 процентов, а в 2017 году она выросла уже до 91 процента. Похожая финансовая ситуация складывается и в Северной Осетии – соотношение долгов к доходам в республике в 2016 году составляло 91 процент, а в 2017 году - чуть ниже 90 процентов. В Адыгее налоговая нагрузка поднялась до 42 процентов (с 36 процентов в 2016 году).

Значительно удалось снизить налоговую нагрузку Краснодарскому краю - с 89 в 2016 году до 79 процентов в 2017 году. При этом объем долга Кубани в денежном выражении остается самым высоким по Российской Федерации – 150 млрд рублей. Ингушетия смогла снизить налоговую нагрузку с 77 до 68 процентов. Ставропольский край – с 72 процентов до 61; Дагестан - с 62 до 51; Чечня - с 53 до 44.

Высокое соотношение долгов к собственным доходам имеет двойное влияние на экономическую жизнь региона. Большие выплаты из текущего бюджета на погашение кредитов уменьшают возможности региона тратить средства на что-то другое. Кроме того, необходимость выплаты процентов не дает региону снижать налоговую нагрузку с тем, чтобы привлечь инвесторов.

Общая ситуация по РФ несколько улучшилась в 2017 году. Об этом свидетельствует рейтинг "РИА-Новости". Если в 2016 году средняя налоговая нагрузка по регионам доходила почти до 34 процента, то в 2017 году она составила менее 31 процента. Вероятнее всего во время выборного года расходы государства на социальные нужды, включая региональные бюджеты, вновь возрастут и приведут к росту долгов регионов.

Конечно, налоговая нагрузка - только один из показателей экономического здоровья регионов. В частности, инвесторы на Северном Кавказе наверняка принимают в расчет много других факторов, помимо налоговой нагрузки, включая прежде всего личную безопасность, сохранение активов и возможности прозрачного урегулирования бизнес-конфликтов. В то же время Кремль может использовать эту шкалу для очередной зачистки местных элит.