Бежавшая от домашнего насилия этническая чеченка смогла покинуть Россию – правозащитники

Иллюстративное фото

Кризисная группа "СК SOS" помогла бежать из семьи и покинуть Россию Саре Бибулатовой – этнической чеченке, подвергавшейся домашнему насилию. Бибулатовой грозил принудительный брак, родственники заставляли ее проходить унизительную и также связанную с насилием процедуру "изгнания джиннов".

История Бибулатовой опубликована на сайте правозащитной организации. Бибулатова родилась и выросла в Баку, где жила ее семья, так как, по ее информации, в России ее отец объявлен в федеральный розыск по обвинению в причастности к террористическому "Исламскому Государству". Она утверждает, что он действительно регулярно ездил в Сирию и участвовал в ИГИЛ, куда хотел увезти и ее.

От Бибулатовой с детства требовали строгого соблюдения религиозных правил и подвергали побоям, например, за разговоры с мальчиками-одноклассниками. Родители планировали забрать ее из школы после шестого класса, но, так как в Азербайджане это запрещено, вынуждены были согласиться на девятилетнее школьное обучение. Сразу после этого они планировали выдать ее замуж.

Принудительного брака девушка избежала, так как не умеет готовить, она осознанно саботировала попытки обучить ее кулинарии. Ей не позволяли покидать дом без сопровождения. Бибулатова обратилась в структуры ООН, ее направили в шелтер, где она прожила несколько месяцев. Однако впоследствии родственники ее нашли и уговорили вернуться в семью, пообещав обучение в колледже в Саратове.

Она действительно вылетела вместе с матерью и братом в Саратов, но там ее не зачислили в колледж, а спустя некоторое время вывезли в Дагестан. В Дагестане мать пригласила двух имамов, которые сочли, что она нуждается в "изгнании джиннов", у нее отобрали телефон. Процедура "изгнания джиннов" включала плевки в лицо и избиения палкой.

Бибулатова притворилась, что "лечение" действует, смогла связаться с "СК SOS" и убедить мать навестить родственников в Саратове. Там ей с помощью правозащитников удалось бежать. Ее разместили в кризисной квартире, а спустя некоторое время она покинула Россию. Три дня спустя в "СК SOS" пришли сотрудники полиции, разыскивавшие Бибулатову по заявлению ее родственников. Она дважды писала заявления о том, что ушла из дома добровольно, но с розыска ее сняли, лишь убедившись, что ее нет в стране.

Сейчас Сара Бибулатова находится в безопасности, где именно – в ее интересах не разглашается. В кризисной квартире она познакомилась и подружилась с Седой Сулеймановой – уроженкой Чечни, бежавшей из семьи из-за угроз "убийства чести", которую впоследствии в Санкт-Петербурге похитили чеченские полицейские.

  • Кризисная группа "СК SOS" создана в 2021 году. На протяжении 2022 года она зарегистрировала более 130 сообщений о нарушении прав ЛГБТК-людей на Северном Кавказе, прежде всего в Дагестане и Чечне. По итогам 2022 года "СК SOS" помогла 45 заявителям эмигрировать из страны и получить политическое убежище, а 26 – покинуть регион проживания, где им угрожала опасность. За первые пять месяцев 2023 года в кризисную группу поступило более 90 обращений как от ЛГБТК-людей, так и от жителей Северного Кавказа, пытающихся бежать от домашнего насилия.
  • 23 августа 26-летнюю Сулейманову и ее жениха забрали из квартиры в Петербурге четверо мужчин, двое из которых представились сотрудниками полиции, а остальные были чеченцами в штатском. Девушку задержали по подозрению в краже украшений и вывезли в Чечню. Правозащитники полагают, что дело о краже было сфабриковано – это распространенная схема похищения людей в Чечне.
  • 25 августа в Грозном Сулейманову допросили без участия адвокатов. Также ее заставили подписать отказ от услуг адвокатов, хотя такой документ может быть подписан только в присутствии адвокатов. После допроса Сулейманову на выходе из отдела полиции передали родственникам – дяде и тете, адвокаты с ней встретиться так и не смогли.
  • 29 августа уполномоченный по правам человека в Чечне Мансур Солтаев опубликовал совместное фото, а 4 сентября – видео с Седой Сулеймановой. Он утверждал, что она "находится в безопасности" и ей "ничего не угрожает", но самой девушке возможности рассказать о ситуации он не предоставил. В настоящее время ее судьба неизвестна.