Атлеты-политики

Если амбиции кавказских республик заключаются лишь в том, чтобы оставаться на иждивении Москвы, то атлеты здесь к месту

Культ силы на Кавказе ведет к социальному регрессу

Драки на борцовских турнирах (зачастую с вовлечением зрителей) стали обыденностью. На Всероссийском турнире по вольной борьбе среди юниоров в Краснодаре произошла очередная стычка с участием атлетов и болельщиков. Многочисленные неспортивные столкновения можно было видеть и на чемпионате России в Назрани.

Главный тренер сборной России по вольной борьбе Дзамболат Тедеев отреагировал на последний инцидент резко: "От спортсменов, которые не могут себя вести на ковре подобающим образом, надо избавляться путем дисквалификации". Но драки, скорее всего, продолжатся.

Потасовка на спортивном мероприятии выглядит неприятно, но беда в том, что культ силовых единоборств на Кавказе может привести к далеко идущим социальным последствиям. Спортивные единоборства давно превратились в социальный лифт, который дает "путевку в жизнь" тому или иному успешному атлету.

Вероятно, это можно считать позитивным явлением, когда молодые люди из глубинки получают свой шанс в жизни. Но нередко "шанс" одного превращается в угрозу для остальных. Многие бывшие спортсмены "трудоустраиваются" в криминальных структурах и используют свои профессиональные навыки в не самых благородных целях. Мордобой они устраивают за пределами борцовского ковра или боксерского ринга.

Для общества существует и менее заметные угрозы. Так, некоторые, наиболее успешные атлеты входят в политическую элиту и становятся новыми управленцами.

Показательны в этом отношении Дагестан и Северная Осетия, где бывшие борцы достигают уровня руководителей ведомств, мэров и депутатов. Одной из наиболее значительных политических фигур в Дагестане продолжительное время был знаменитый борец Сагид Муртазалиев, который после завершения карьеры стал депутатом Народного собрания Дагестана и руководителем Управления Пенсионного фонда по республике. Трехкратный олимпийский чемпион и многократный чемпион мира Бувайсар Сайтиев представляет Дагестан в Госдуме.

В Северной Осетии два именитых спортсмена Арсен Фадзаев и Махарбек Хадарцев вполне смогут претендовать на пост главы республики. Первый сейчас представляет регион в Совфеде, а второй возглавляет столицу.

Люди, потратившие лучшие годы на физические упражнения и умение ловко ставить подножки соперникам, сегодня учат сограждан, как им строить свою жизнь. Возможно, умение бороться на ковре тоже дает человеку полезные навыки, но, как правило, от политических лидеров в наши дни требуются не столько физические данные, сколько умственные.

Что атлеты часто привносят с собой в общественную и политическую жизнь? Как правило, они воспроизводят самих себя – строят борцовские клубы и пестуют крепких ребят (для своей поддержки, разумеется).

В процессе такого отбора политических элит на плаву остаются, во-первых, физически сильные, во-вторых, малообразованные, в-третьих, имеющие значительную группу поддержки из числа себе подобных.

В сегодняшних условиях, когда экономика состоит преимущественно распила денег, присылаемых из Москвы, бойцовские качества вкупе с крепкими кулаками приходятся очень к месту. По этой причине, возможно, спортсмены так хорошо вжились в новую систему.

Проблема заключается в том, что в современном мире такие лидеры хороши только в самых примитивных обществах. Они непригодны там, где речь идет о современной экономике и производстве. Если амбиции кавказских республик заключаются лишь в том, чтобы оставаться на иждивении Москвы, то атлеты здесь к месту. Если же республики хотят себя кормить, то надо растить настоящих лидеров.