1 октября 2017 года у шиитов всего мира был день траура. Он известен под названием Ашура. С арабского это переводится как "десять", поскольку происходит он 10-го числа месяца мухаррам по мусульманскому календарю.
В этот день в 680-м году в сражении близ Кербелы (территория современного Ирака) погиб имам Хусейн, внук пророка Мухаммеда. Вместе с ним были убиты его сводный брат Аббас и 70 сподвижников. Спутницы мучеников попали в плен. Скорбные церемонии в память об этой трагедии проводятся в шиитских общинах по всему миру. Траур начинается задолго до Ашура и заканчивается через сорок дней после нее обрядом Арбаин. Связанные с ним обряды сильно различаются по странам и общинам.
На Северном Кавказе большинство шиитов живут на юге Дагестана. Поэтому Ашура масштабно проводится только в горном селении Мискинджа и в Дербенте. Обряд меняется со временем. По рассказам старожилов, до 1948 года в Дербенте на площадь выводили двух подростков в белоснежных одеждах, символизировавших имама Хусейна и Аббаса. Их лица скрывал зеленый бархат. Облаченный в красное враг мучеников - злобный халиф Язид - обнажал саблю, и кровь невинно убиенных летела во все стороны. Вероятно, емкости с "кровью" прятали под накидками.
Сейчас вечером в канун Ашура на улицах Старого города кипят самовары и котлы с пловом. Горожане охотно угощают всех желающих. До глубокой ночи женщины бросают в море конфеты и камни с записками, заранее составленными ахундом (главой общины) на арабском. Эти послания адресованы Скрытому имаму Мухаммаду аль-Махди — в 874 году он исчез в пятилетнем возрасте, а в конце времен вновь явится вместе с Иисусом.
Большинство обрядов проходят в мечетях Старого города, в особенности – в Джума-мечети, самой старой в России. Верующие молятся и слушают речи ахунда об Ашура. Порой он с трудом сдерживает рыдания.
Рано утром во дворе Джума-мечети проходит траурный обряд. В конце известный дербентский голубятник Нияз выпускает в небо белых голубей.
Около 10 утра из небольшой мечети на улице Ленина выходит стремительно растущая процессия с алямами — черными знаменами, увенчанными знаком ладони.
Женщины привязывают к алямам платки: считается, что они обретают силу исцелять недуги и исполнять желания.
У некоторых участников на голове видны потеки крови – накануне ночью они совершили обряд "баш чапан" - нанесли себе несколько ударом кинжалом по темени, где обычно заранее выстрижена тонзура. Раны неглубокие, через несколько дней исчезают без следа. Но трактуется эта практика неоднозначно, и потому в центральной мечети ее не проводят.
Процессия медленно подходит к Джума-мечети. Страсти накаляются. Кажется, многие участники чувствуют, будто действительно находятся не в Дербенте, а в Кербеле, бок о бок с имамом Хусейном в его последней битве.
Женщины входят во двор мечети отдельно, после мужчин.
Некоторые участники процессии ритмично бьют себя зинджилями – плетками с цепями. Так они показывают готовность разделить страдания со сподвижниками имама. В Дербенте это делается через одежду, поэтому ни малейшего вреда себе верующие не причиняют. Ведь главное в ритуале – это символ и память.
Your browser doesn’t support HTML5