Алкогольная дыра в бюджете КБР

Тотальный отзыв лицензий на производство алкоголя серьезно ударил по республиканскому бюджету

Правительство Кабардино-Балкарии недавно отчиталось об исполнении первой части бюджета на 2017 год. Доходы республики, по сравнению с тем же периодом 2016 года, существенно упали – на 2 млрд рублей. Всего получено 10,5 млрд рублей, или 37 процентов от запланированной на год суммы. Всего республика планировала обеспечить доход в 28 млрд рублей.

Падение прибыли оказалось крайне существенным, и республика "из-за выпадения 2 млрд" будет вынуждена привлекать заемные средства, заявила и.о. министра финансов Елена Лисун.

Миллиарды из бюджета не выпали, а скорее вытекли – примерно такой доход должны были принести акцизы на алкоголь. Еще недавно Кабардино-Балкария была в списке лидеров по производству спиртосодержащей продукции.

Но в 2016-м году в алкогольной отрасли республики случился коллапс – в ноябре глава Кабардино-Балкарии Юрий Коков заявил об остановке всех мощностей, производящих спиртосодержащую продукцию. Причина – тотальная невозможность контролировать нелегальный сегмент бизнеса. В 2016-м году алкогольный рынок дал бюджету всего 2,6 миллиарда рублей от акцизов из запланированных шести.

Частично останавливать работу предприятий, производящих алкоголь, начали с февраля 2016-го – из-за недоплат по акцизам. Как показали многочисленные проверки, множество производителей работали по серым схемам, скрывая реальный объем производимой продукции.

Именно в феврале ФСБ пожаловало в офис компании "Статус-Групп" - крупнейшего (и самого успешного) дистрибьютора самой дешевой водки в России. Заводы, которые продавали свою продукцию этой компании (упоминалось 11 производств), находятся на территории КБР. Газеты тогда рассказывали о настоящей спецоперации с привлечением спецназа и БТР.

Стоило ли бороться с недобросовестными производителями тотальным запретом, вопрос спорный, но результат налицо – бюджет республики значительно похудел. Чем будет заполняться "алкогольная дыра", совершенно непонятно, а в запланированных доходах на 2018 и 2019 годы прописаны суммы в 26,3 и в 27,3 млрд рублей соответственно. Зато известно о запланированном сокращении федеральных межбюджетных трансферов – в 2017-м году закладывалась сумма в 13,8 млрд, а в 2018 и 2019 – 10,5 и 10,8 млрд.

Подобная ситуация наблюдалась несколько лет назад в Северной Осетии. Эта республика даже носила звание родины контрафактного алкоголя. Действительно, здесь, как и в КБР, в свое время производилось крайне много "паленой" водки. Годами из этой республики поступали сообщения о ликвидации партий контрафактной водки на миллионы рублей, а в 2012-м году производители начали массово лишаться лицензий.

Тогда же обанкротился крупнейший алкогольный бренд Северной Осетии - "Исток". Предприятие было весьма успешным, и его банкротство связывали с планами неких лиц взять "Исток" под свой контроль. Ликеро-водочный завод "Исток" простаивает и по сей день – предприятие последовательно не может получить лицензию.

Борьба с теневой стороной работы ликеро-водочного завода привела к серьезному сокращению поступлений в бюджет, в том числе от акцизов. Так, в 2015 году Северная Осетия получила каких-то 237 млн рублей – более, чем в два раза ниже показателей 2013-2014 года, которые и тогда расценивались как неудовлетворительные.

После ухода Таймураза Мамсурова в почетную отставку власти республики начали активно работать в направлении возрождения алкогольного производства – и уже в 2016-м акцизы на алкоголь дали бюджету 1,4 млрд рублей. А с приходом к власти Вячеслава Битарова, знакомого с алкогольным бизнесом не понаслышке (ему принадлежит крупнейший пивоваренный завод республики "Бавария"), был официально заявлен курс на повышение производства и продажи алкоголя. В бюджете РСО на 2017 год заложена прибыль от акцизов в размере 2,8 млрд рублей.

Опыт Северной Осетии должен быть полезен КБР – и может развеять некие иллюзии на тему получения прибыли от каких-то новых проектов. Прибыль, разумеется, будет, но это - вопрос времени, которое вполне можно потратить на воскрешение имеющихся ликеро-водочных заводов и введение их в легальное поле.

К слову, лишившись возможности работать на территории КБР, "Статус-групп" начала сотрудничать с осетинскими ликеро-водочными заводами.