Аланское наследие на Северном Кавказе

Ранние аланы. Мозаика

Аланское государство просуществовало недолго, и оставшееся после него наследие не так очевидно, как это хотелось бы тем, кто считает себя потомками алан. Но в отличие от своего царства сами аланы оставили след на огромной территории, и многие народы вправе гордиться причастностью к этой древней культуре.

Майрбек Вачагаев

Гостем очередного выпуска подкаста "Хроника Кавказа с Вачагаевым" стал археолог, доктор исторических наук, профессор Дмитрий Коробов, автор монографии "Аланы Северного Кавказа. Этнос, археология, палеогенетика".

– Что собой представляет Аланское царство? Хотелось бы узнать в первую очередь об его этимологии, о датировке и о приблизительных контурах его границ.

Дмитрий Сергеевич Коробов

– Аланское царство подразумевает раннее государственное образование на территории равнинной и предгорной территории Северного Кавказа во время X–XIII столетий. При этом аланы появились на кавказских просторах приблизительно на 1000 лет раньше, а само царство – только в самый последний период развития аланской культуры на кавказской территории.

Границы, конечно, очень сложный вопрос, потому что понятно – никаких пограничных столбов не было, а значит, не было и чётких границ, были только общие представления о том, где проживают те или иные народы. Жили они, разумеется, вперемешку, но тем не менее имеются некоторые упоминания об Аланском царстве в византийских источниках, арабских и персидских.

— Подписывайтесь на наш телеграм-канал!

Существует знаменитый трактат Константина Багрянородного (X век) об управлении империей, где он описывает кавказские территории и указывает, что если идти от Чёрного моря на восток, на Черноморском побережье располагается Зихия (земли обитания причерноморских черкесов), выше нее – Папагия (территория западных черкесов), ещё выше – Кашакия (территория черкесов), а за ней – Алания. То есть получается, Аланское царство на западе граничило с черкесскими, адыгскими племенами, которые проживали по побережью Чёрного моря.

Карта Алании

С другой стороны, арабский автор Ал-Масуди, описывая границы разных царств, пишет о том, что Алания начинается в трех днях пути от царства Сивир (Нагорный Дагестан). В трёх днях пути – это 60–90 км. То есть в 60–90 км от Нагорного Дагестана начинается Алания и тянется на протяжении 10 дней пути.

Персидский автор трактата "Границы мира", в котором целый пассаж именуется "Рассуждение о стране алан и её городах", Худуд Ал-Алам, описывает, что Алания граничит с Сивиром и Румом, то бишь с Византийской империей у Черного моря и с хазарскими печенегами. Получается, что Алания имеет выход к морю, и в некоторых источниках говорится, что народ, населяющий территорию Кашакии, подчиняется аланам.

Вряд ли это какие-то ситуации, растяженные по времени. Это могут быть моменты максимального расширения Аланского царства. На самом деле, конечно, мы не знаем реальных границ. Но если представить их себе и сопоставить с археологическими данными, то в принципе это территория с востока на запад примерно от среднего течения Терека до верхнего течения Кубани, на юге – до Кавказского хребта, а вот северная граница, видимо, ограничивалась равнинными территориями в районе Сунженского хребта (Чечня), может быть, чуть севернее.

– Где можно локализовать столицу Аланского царства – Магас?

– Столица алан Магас упоминается в нескольких письменных источниках. Это тот же самый автор X века Ал-Масуди, который говорит, что столица царства алан – город Магас или Маас, который переводится как "муха". И он ничего не пишет о том, где этот город. Дальше упоминания о Магасе относятся уже ко времени его разгрома. Есть три источника: китайский – "История династии Юань" монгольской династии, которая просто упоминает столицу Аланского царства Майгасы, и две работы персидских историков – Джувейни и Рашид ад-дина, которые написали историю монгольского завоевания. Они описывают осаду города Магаса, когда монголы полтора месяца осаждали его. Видимо, это был хорошо укреплённый город, раз осада длилась так долго. Жители Магаса были полностью перебиты. Есть разные переводы, интерпретации – где-то пишется, что население было 270 000 человек, что, конечно, колоссальное преувеличение. Другие переводчики трактуют этот пассаж так, что после осады осталось 2700 человек, и у каждого из них было отрезано правое ухо. Вот такая жестокая участь постигла жителей этого города.

Где он располагался, большой вопрос для археологов. Собственно говоря, битва идёт не только между археологами. У археологов как раз особой битвы нет. Они говорят, что сейчас нет данных, которые могли бы как-то помочь локализовать эту столицу.

Битва идёт между представителями так называемой "folk history", между людьми, которые пробуют сочинить собственную историю народа. Поэтому один из наших коллег Евгений Иванович Нарожный из Армавира недавно выпустил статью, где перечислил 14 версий локализации Магаса, которые есть в научной литературе и в публицистике. Буквально в прошлом году появилась 15-я – она принадлежит британскому историку Джону Лэтам-Спринклу.

Алхан-Калинское городище в Чечне

Среди основных версий, во-первых, Алхан-Калинское городище на территории Чечни. Оно не очень хорошо изучено. Работали наши археологи из Института археологии РАН из Москвы и из Грозненского института РАН. Там есть прекрасные материалы II–IV вв., но поздних материалов там нет. Поэтому это городище можно с трудом воспринимать как Магас.

С другой стороны, есть версия Владимира Александровича Кузнецова, что Магас – это Нижний Архыз, крупнейшее городище в верховьях Кубани, знаменитое своими церквями. Это действительно, по-видимому, был епархиальный центр христианской Алании, Аланского царства в X–XIII веке. Но там тоже есть проблемы: там нет слоёв XIII века и это городище совершенно не укреплено. Согласно раскопкам того же Кузнецова, оно прекратило своё существование в XII веке и не дожило до монгольских завоеваний.

Вот Джон Лэтам-Спринкл предложил считать Магасом Ильичевское городище на территории Краснодарского края в Отрадненском районе. Оно достаточно большое, хорошо укреплено и действительно вроде содержит слои X–XIII веков, то есть, точно X–XII веков, но возможно, и XIII века. Здесь большой вопрос потому, что оно располагается на периферии и граничит с Западом. Казалось бы, логично предположить, что столица всё-таки должна располагаться где-то на центральной территории.

Аланские ворота. Магас, Ингушетия

Столица Ингушетии носит имя Магас. Некоторые ингушские историки убеждены в том, что именно в районе Назрани и Экажево, где огромная концентрация городищ, укрепленных поселений, был огромный город. Но все они тоже относятся к раннему этапу аланской культуры – II и IV векам.

Есть ещё одно великолепное городище, очень богатое по своим археологическим материалам. Это Верхний Джулат в Северной Осетии, который тоже фигурирует в некоторых версиях как Магас. Но существует достаточно обоснованная версия, что это место упоминается в древнерусских источниках как город Дедяков.

Поэтому пока мы не знаем точно, где был Магас.

– Какие отношения были у Аланского царства с соседями, ранее с Хазарией и с арабами?

– Отношения Алании как царства строились с Византийской империей, в основном они были дружественные, заключались браки внутри правящих элит Византийской империи и Аланского царства. Были отношения с Грузией, которая на тот момент освобождается от арабского владычества. Взаимоотношения достаточно дружеские и взаимовыгодные, какое-то сотрудничество происходит между грузинским правящим домом и аланскими правителями.

От Хазарии уже ничего не остаётся после 965 года, после похода Святослава. Собственно, это и есть отправная точка возникновения Аланского царства. Отношения с Хазарией выстраивались на протяжении VII–IX веков, и это были отношения союзнические и вассальные. То есть аланы, как правило, выступали в роли союзников хазар в их долгой борьбе с арабским халифатом, и аланы претерпели весьма серьёзные испытания в процессе этой длительной борьбы хазарских правителей. Сначала борьба шла за Дербент: арабы отвоевали его, и хазарский гарнизон был оттуда выкинут в 736–737 годах в ходе одного из успешных походов арабского полководца Марвана II, известного также как Марван Глухой.

Аланы в этой ситуации были союзниками хазар. Вероятно, они были у них в подчинении, потому что именно в это время (VII–VIII вв.) у нас очень мало письменных свидетельств об аланах. О хазарах упоминаний много, а аланы, как самостоятельная политическая сила, уходят в тень Хазарского каганата и выступают уже в качестве сателлитов.

Мы, в общем-то, достаточно точно знаем, что где-то в середине VIII века часть алан была переселена с территории Кавказа на средний Дон и это было как раз проявлением политики Хазарского каганата по укреплению северных границ, к которым подходили славянские племена. Там выстраивается целый ряд крепостей, и в этих крепостях сидят в качестве пограничных гарнизонов представители как раз аланского этноса, потому что погребальный обряд на территории среднего Дона, Северского Донца, на территории современной Воронежской, Белгородской области в России, Харьковской области в Украине – это свидетельство аланской археологической культуры, возникшей на Северном Кавказе. И это результат хазарской политики.

Вассальные и союзнические отношения, конечно, время от времени нарушались какими-то эксцессами. Крушение каганата привело к тому, что на карте появилось Аланское царство.

– Как много сохранилось на сегодняшний день письменных источников по аланам? Можно ли на основе их утверждать, что мы имеем дело с ираноязычным народом?

Храм эпохи аланского царства в Карачаево-Черкесии

– Аланам повезло с письменными источниками. Своей письменности у них практически не было на протяжении всей их истории, за исключением финального этапа, когда появляются несколько письменных свидетельств, написанных на аланском языке греческими буквами. Тем не менее в поле зрения разнообразных авторов аланы попадают уже с первого века нашей эры. И до XV века за полторы тысячи лет накопилось значительное количество письменных свидетельств об аланах, которые были обобщены историком из Испании, каталонцем Агусти Алеманем, который в 2000 году издал книгу "Аланы в древних и средневековых письменных источниках", где приводится 600 пассажей 200 авторов на латинском, греческом, армянском, грузинском, сирийском, персидском, арабском, русском, китайском и каталонском языках. У него есть интересная статистика: в 200 источниках упоминаются 184 имени аланских деятелей. Из этого числа 12% – христианские имена, 23% – тюркские имена, 30% – непонятные по своему происхождению и 35% – имена иранского происхождения. То есть всё-таки больше трети из перечисленных имён имеют иранские корни.

У нас есть свидетельства ираноязычия алан. На данный момент у нас есть четыре главных источника. Это Зеленчукская надпись X–XII веков, которая читается с архаичного осетинского языка и не вызывает особых сомнений у специалистов в ираноязычии.

Кроме того, есть пометки на полях византийского писателя Иоана Цеца середины XII века. Он работал с рукописью знаменитого трактата "Теогония"и на ее полях делал заметки, свидетельствующие о том, что он знал многие языки. Он пишет: "К аланам обращаюсь на их языке". Пометки и текст написаны греческими буквами, но он прекрасно считывается по-ирански и имеет чёткие связи с осетинским языком.

Есть так называемый "Ясский словник". В 1422 году венгерский монах, посещая места проживания венгерских алан-ясов в его стране, составил небольшой словарик из 40 ясских слов с переводом на латинский и венгерский. И практически все эти 40 слов прекрасно читаются с иранского языка.

Ну и, наконец, пометки на греческом литургическом тексте XIII–XIV веков. Рукопись хранится в библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге. На ее полях были пометки, сделанные на греческом и греческими буквами на аланском языке, которые тоже переводятся с иранского.

Есть и другие свидетельства – свидетельство персидского историка Аль-Бируни, который упоминает в своём труде племена алан и ассов (оссов). Он как раз разделяет их, говорит про то, что это два народа. Они населяли бывшую землю печенегов между Хорезмом и Гурганом (Каспийским морем). Они переселились туда вместе с печенегами, и язык их представляет смесь хорезмийского и печенежского, то есть, по-видимому, смесь иранского и тюркского языков.

Находки в Зильгинском городище в Северной Осетии

То, что осталось у нас, – яркие свидетельства ираноязычия алан, для меня в этом сомнений нет. Но часть из них могла говорить на других языках. Они могли использовать иранский язык как общеаланский, а внутри какие-то сообщества могли говорить на других языках.

Возможно, из-за хазарского владычества какая-то часть алан могла перейти на тюркский язык. Никаких проблем я не вижу.

– Когда и каким временем датируются археологами ранние поселения на Северном Кавказе и где больше всех обнаружено и изучено аланских захоронений?

– Есть в этом плане одна проблема. У нас есть вот эти письменные источники об аланах. Первое упоминание об аланах восходит к первому веку нашей эры, и оно связано не с Кавказом, а с Дунаем. Если говорить про алан на карте, то у нас будет полтора десятка мест обитания алан. Мы с вами говорим только об аланах Северного Кавказа сейчас, а на самом деле были аланские анклавы в самых разных местах. Большой вопрос, как эти аланы соотносятся друг с другом? Являются ли они представителями одного народа или это собирательное название, как славяне, например? Они относятся к самым различным племенам и могут говорить на различных языках.

Если же говорить про Кавказ, то у нас есть источники с первых веков нашей эры. И на карте, которая хранится в Вене, в библиотеке дворца Хофбург, на нескольких листах пергамента изображена огромная территория Римской империи. И здесь мы находим надпись "аланы" в районе северной части Кавказских гор. Это яркое свидетельство того, что аланы проживают на территории кавказских предгорий в III–V вв.

По большому счёту у нас есть только одно свидетельство пребывания алан на Северном Кавказе. Это специфический обряд погребения – подземные гробницы в катакомбах, которые вырывались в мягком песчанике или плотной глине с перпендикулярным расположением камеры и входной ямы, так называемые Т-образные. Соответственно, такая длинная узкая входная яма устраивается поперёк склона, перпендикулярно к ней располагается погребальная камера, а в неё уже укладываются погребённые.

Раскопки вблизи Нузальской часовни (Северная Осетия)

Вот эти катакомбы у нас появляются во II веке нашей эры и встречаются вплоть до XV века. Время пребывания алан на Северном Кавказе, по письменным источникам, совпадает с временем вот этого погребального обряда.

Курганные могильники в основном концентрируются на территории современной Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Ингушетии, но они встречаются и в других местах. Крайние такие памятники мы обнаруживаем в приморском Дагестане южнее Дербента. Они там существовали недолго, в течение 100 лет, но тем не менее они там есть. Самые западные памятники – в верховьях Кубани. А ядро этой культуры — равнинная территория, стык степей и предгорий Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Ингушетии и Чечни. Вот, собственно, тот ареал, где складывалась эта культура в II–IV веках.

Потом, соответственно, происходит перемещение этих людей, видимо, связанное с разгромом, который учинили аланам гунны.

На сегодняшний день мы знаем примерно 120–130 таких катакомбных могильников, датируемых первым тысячелетием нашей эры. В них – более полутора тысяч захоронений. Я их собирал в своё время еще для кандидатской диссертации в 1999 году. А с этого момента ещё не менее полутора тысяч было раскопано за последние 10–15 лет, то есть это достаточно значительный массив археологических памятников. Есть территории, где они концентрируются в очень большом количестве. Одна из таких территорий – Кисловодская котловина.

– Кого можно было бы назвать современными потомками алан? Есть ли основание говорить о прямых потомках алан в современном обществе на Кавказе?

– Вопрос о потомках больше политизированный. Для меня сейчас становится очевидным, что северокавказские аланы, о которых пишут письменные источники и которых мы выделяем как носителей археологической культуры погребального обряда, – уже были кавказцы! А иранская волна, которая, по мнению современных исследователей, состояла из представителей средне-сарматской культуры, возможно, какой-то элиты, смогла организовать эти местные кавказские народы. Но уже изначально, с момента своего объединения это был народ, связанный и с представителями разных кавказских этносов, и с представителями иранского мира. Изначально это уже было смешанное население. Мне кажется, аланское наследие должно быть общим для представителей северокавказских народов. Мне кажется, лучше смотреть на него как на общее наследие, чем пытаться как-то выделить "химически чистых" алан и на их основе построить свой опять же чистый этногенез, свободный от всяких примесей. Так не бывает. Нет чистых народов, этого никогда не было.

Даже если мы говорим про письменные источники, то Аммиан Марцеллин, знаменитый римский историк IV века, оставивший нам яркое описание алан, чётко говорит: аланы покорили многие народы и дали им своё имя.

"Аланы в походе", картина Азанбека Джанаева

У нас есть язык – осетины могут считать себя потомками алан по языку. У нас есть нартский эпос, который, по мнению некоторых исследователей, несёт в себе серьёзный пласт аланского героического эпоса, но он, несмотря на некоторые различия, един для многих кавказских народов и закавказских.

В то же время у нас не так много материального наследия. Есть, конечно, какие-то его части – например, трехногие столики, которые мы находим в аланских могилах. Это такая общая кавказская культура. Поэтому я не вижу аланского наследия отдельным в каком-то материальном плане.

– Как изменили результаты палеоанализов алан представление об аланах? Эти результаты подтвердили гипотезы или же опровергли их?

– Это как раз тот самый момент, когда одна из гипотез подтвердилась данными по палеоДНК. Возникновение аланской культуры было очень неожиданным и очень ярким. Вдруг у нас без всяких предшествующих материальных свидетельств возникло большое количество городищ, могильников. Конечно, первым приходит на ум, что это, наверное, результат какой-то миграции. То есть, вероятно, люди пришли и принесли с собой откуда-то эти знания – практику строительства городищ, строительства своих погребальных усыпальниц.

Возникла теория о том, что аланы пришли на Северный Кавказ из Средней Азии, и она до сих пор популярна, есть много адептов этой гипотезы.

Храм эпохи аланского царства в Карачаево-Черкесии

С другой стороны, была версия насчёт того, что аланы – потомки местных северокавказских племён, которые в свою очередь являются потомками кобанской культуры позднего бронзового и раннего железного века. И есть определённые свидетельства в археологических памятниках этого симбиоза сарматского устройства курганного могильника с небольшим рвом и Т-образной катакомбы, которая является ярким свидетельством аланского присутствия для всего 1-го тысячелетия, но на самом деле восходит к более древним катакомбным сооружениям на территории Кавказа, характерным для местного населения.

Наши результаты по ДНК как раз подтвердили вторую гипотезу, и мы видим по крайней мере по тем пока незначительным по количеству проанализированным образцам, что примерно треть мужчин из нашей выборки, т.е. около 20 образцов, являются носителями таких вот гаплогрупп, характерных для ираноязычных кочевников – скифов и сарматов.

А у двух третей мужчин гаплогруппы характерны для разных народов Северного Кавказа. При этом статистически они отличаются у представителей разных народов. Есть гаплогруппа, характерная именно для осетинского населения. Примерно 60% современных осетин мужского пола являются носителями этой гаплогруппы. Но она же характерна и примерно для 30–35% карачаево-балкарцев. Она же характерна для сванского населения Закавказья. И у нас есть парочка мужчин из аланских катакомб с этой гаплогруппой.

При этом есть другая гаплогруппа, более характерная для населения современной Ингушетии. До 80% мужчин-ингушей – носители гаплогруппы gj2. Есть представители с гаплогруппой j1, характерной для народов Дагестана и так далее. То есть, по данным палеоДНК, мы видим, что аланы не были кристально чистым этническим народом, что среди аланского населения были представители как кавказского мира, так и, по всей видимости, ираноязычного кочевого мира. Теория насчёт смешения местного кавказского населения и ираноязычных кочевников, в результате чего и возникла аланская культура, сейчас выглядит наиболее оправданной.

Но здесь надо сразу сказать о двух очень важных составляющих этого метода. Когда мы говорим о палеоДНК, надо иметь в виду, что у нас с вами есть пока всего лишь единичные проанализированные образцы древнего ДНК. Эти единичные данные древнего ДНК мы пытаемся сопоставить с относительно небольшим набором данных о ДНК современного населения. То есть сколько у нас проанализировано и введено в научный оборот данных о современной генетике тех же самых представителей разных северокавказских народов? Несколько сотен из многих тысяч. Возможно, в ближайшем будущем, когда у нас появится больше данных, эта картина поменяется.

И помимо этого аланского ДНК я сейчас как раз активно работаю над тем, чтобы проанализировать данные более раннего населения на территории Северного Кавказа. Это люди, которые жили в предшествующий сарматский период, представители кобанской культуры. А данные по кобанской культуре дают нам мостик между аланским этносом – людьми позднего бронзового и раннего железного века – и современным кавказским населением. Вот это сейчас, наверное, будет наиболее интересным таким вкладом в развитие этого направления.

***

В конце 2020 года были завершены раскопки на территории Зильгинского городища. Всего там было выявлено более 150 археологических объектов. Раскопки свидетельствуют об оживлённых международных контактах этого средневекового мегаполиса: были выявлены объекты из Причерноморья, римские, восточные артефакты. Также были найдены несколько аланских катакомб. Уголовные дела в отношении чиновника, который дал разрешение на строительство дороги и разрушение археологического памятника, были прекращены.

В поселке Нузал Алагирского района Северной Осетии перезахоронили 206 человеческих останков, эксгумированных в ходе археологических раскопок у стен старинной часовни. Всего во время археологических раскопок было извлечено более 1100 артефактов. Среди них есть и сохранившийся платок с изображением святого Георгия.

В Краснодарском крае археологи обнаружили древнетюркское изваяние, датируемое VII–VIII веками нашей эры. Артефакт расположен в Темрюкском районе края. На него наткнулись в ходе раскопок древнего поселения близ хутора Белый.

Подписывайтесь на подкаст "Кавказская хроника с Вачагаевым" на сайте Кавказ.Реалии.

Слушайте нас на GOOGLE подкастыYANDEX MUSICYOUTUBE

Главные новости Северного Кавказа и Юга России – в одном приложении! Загрузите Кавказ.Реалии на свой смартфон или планшет, чтобы быть в курсе самого важного: мы есть и в Google Play, и в Apple Store.