А есть ли список у МВД?

Силовики включили жителя Дагестана в "ваххабитский список", отказавшись объяснять причину

Мухтар Байбасханов из Хасавюртовского района обратился в МВД Дагестана с просьбой снять с учета «приверженцев нетрадиционного вероисповедания» его и брата Мурада, который проживает в Австрии, а также вернуть ему «гладкоствольное оружие, доставшееся в наследство от деда».

Началось все с того, что 19 сентября прошлого года участковый попросил Мухтара Байбасханова прийти в полицию вместе с копией документа на оружие, находящегося у него на законных основаниях. А когда он пришел, то наряду с участковым какой-то человек в гражданской форме начал задавать ему вопросы, называя это формальной беседой. По словам Байбасханова, его интересовали религиозные убеждения, мечеть, в которую он ходит.

Мухтару 26 лет. Работает вулканизаторщиком в Хасавюрте. Его визит в полицию повторился 4 ноября того же года, тоже по просьбе участкового. Но на этот раз пришлось сдать оружие участковому, который заявил Мухтару Байбасханову, что таково устное распоряжение сверху, и он сам внесен в список ИБД (информационная база данных – «Кавказ.Реалии»).

«А что это за список ИБД, он толком не смог мне объяснить. Сказал, мол, просто сдай, пока не выяснится в чем дело», - поделился с «Кавказ.Реалии» Байбасханов.

Байбасханов согласился сдать оружие без составления протокола , подумав, что тут действительно «произошло какое-то недоразумение».

У Мухтара Байбасханова имеется разрешение на ношение и хранение оружия, выданное ОМВД по Хасавюртовскому району до 31 июля 2020 года. Хотя начальник центра лицензионно-разрешительной работы МВД Дагестана Константин Томилин говорит о другом: оружие у Байбасханова изъято на законной основе.

Помимо этого Мухтар Байбасханов озадачен еще тем, что в список ИБД как «приверженец нетрадиционного вероисповедания» включен и старший его брат - Мурад. Тот по медицинской визе два года назад выезжал на операцию в Австрию, где удалили одно легкое. У него на иждивении находятся четверо детей. Оба брата с детства болеют туберкулезом.

Я – суннит. Придерживаюсь традиционного ислама, посещаю зияраты

Обычно лица, занесенные в неофициальный «вахучет» (ваххабистский список – «Кавказ. Реалии»), жалуются на неудобства при переездах даже внутри республики. То есть сотрудники каждого из постов подвергают их тотальной проверке, «оказывая психологическое давление». То же самое испытывает Мухтар, рассказали «Кавказ. Реалии» его родственники.

«Но непонятно одно, - говорят родственники. - Нам никто официально не подтверждает, что Мухтар и его брат Мурад находятся в «списке неблагонадежных».

Кстати, полиция Хасавюртовского района семье Байбасхановых ответила. «На оперативно-профилактический учет по категории «приверженец нетрадиционного вероисповедания» в отношении Вас материалы для постановки на учет нами не направлялись», - говорится в ответе от начальника отдела полиции МВД по Хасавюртовскому району Г. Гереева, подписанном 15 декабря 2015 года. И советует уточнить сведения в Информационном центре МВД по Дагестану.

На федеральном уровне нет нормативных актов, ограничивающих в правах приверженцев «ваххабизма», «салафизма», «нетрадиционного ислама»

«Вот мы и ходим уже три месяца от одной инстанции в другую, выясняя, есть в специальной базе данных наши племянники или нет», - рассказывают родственники братьев Байбасхановых.

По закону, МВД обязано было ответить на такого характера запрос в течении двух месяцев.

Отчаявшись получить объяснение от республиканских органов следствия, Мухтар Байбасханов в августе этого года обратился с письмом в МВД республики, где он пишет: «Я – суннит. Придерживаюсь традиционного ислама, посещаю зияраты (святые места, которые не признаются последователями ваххабизма – «Кавказ. Реалии»), мечеть в своем селении Петраковское. Если бы я даже посещал другие мечети, то это не служит основанием для постановки меня на профучет по категории «приверженец нетрадиционного вероисповедания».

И также добавляет: «На федеральном уровне нет нормативных актов, ограничивающих в правах приверженцев «ваххабизма», «салафизма», «нетрадиционного ислама». По его мнению, неточные и расплывчатые формулировки оперативного учета приводят к тому, что в него попадают представители не только ваххабистского течения.

МВД республики на это обращение Мухтара Байбасханова также не ответило. Родственники же намерены в дальнейшем обратиться Европейский суд по правам человека.