Окраина города Ставрополя в районе 204-го квартала внушает ужас. Россия вкладывает миллиарды в проведение громких мероприятий, вроде Олимпийских игр, Чемпионата мира по футболу или "Евровидения", но до сих пор в стране есть многоквартирные дома с туалетами на улице, где пенсионеры вынуждены колоть дрова, чтобы хоть как-то обогреться. Бабушки сами роют себе землянки, колодцы. На стенах бывает наледь толщиной с палец.
Эти люди не протестуют, нет. Наоборот - их мировоззрение таково, что даже за проведение одного электрического столба на всю округу жители готовы радоваться и благодарить чиновников - хотя бы за то, что вспомнили о них. Если б еще дорогу нормальную провели - вообще "роскошь".
Your browser doesn’t support HTML5
"Буквально 15 лет назад на пустыре стояли три дома и избушка. Не было даже дорог. Пока шла застройка, люди подвозили себе воду, запасались дровами, обеспечивали дома электричеством при помощи миниатюрных станций", - делится историей заселения одна из проживающих, Ирина.
Да, о воде. Какой там водопровод? Почти в каждом дворе есть скважина с технической водой. Питьевой приходится запасаться впрок. Некоторые, вопреки риску подхватить инфекцию, используют воду для приготовления пищи из вырытых колодцев.
Об электричестве, газе и воде некоторые жители мечтают до сих пор. За последние пять лет во многих домах уже появился городской свет. Кто-то до сих пор ждёт, когда возле двора установят заветный столб. В семьях, где не хватает мужской силы, возможности отапливать дом при помощи электронагревателей очень обрадовались. Ведь теперь не надо заготавливать дрова на зиму. Но в месяц за электроэнергию приходится платить около 15 тысяч рублей.
Владельцы домов с печным отоплением за сезон сжигают приблизительно четыре КАМАЗА дров.
"Сегодня одна машина поленьев стоит восемь тысяч рублей, это ощутимо бьёт по карману", - говорит Татьяна. "Мы отапливаем дом печью, которую муж изготовил своими руками".
Каждую весну жители собирают деньги, чтобы засыпать дорогу камнем. Для того, чтобы добраться до конечной остановки, люди берут с собой сменную обувь, сапоги, или галоши.
Фонари только начали появляться на улицах, чему жильцы очень рады. Но из удалённых улочек люди выбираются в город грязные, так как на дорогах в дождливую погоду образуется густая жижа.
Дома в этом районе в основном двухэтажные, просторные, некоторые на два хозяина. На участках люди выращивают овощи, фрукты. Делают заготовки на зиму. Распространено виноделие, почти в каждом дворе плетётся виноградная лоза.
Баба Надя только недавно переехала из самодельной землянки - где жила год! - в маленький домик. Она давно уже не делает закрутки на зиму - погреб кто б помог сделать (какой уж там холодильник).
"Хранить негде, погреб ещё не вырыла. А по жаре крышки срывает, когда закрутки бродить начинают. Но зато выкопала землянку себе три метра шириной, четыре метра длиной и в глубину два метра. Год там жила, пока брат не помог выстроить маленький домик", - рассказывает о своей жизни женщина. Топит по-чёрному, дым идёт прям в хату. Стены за годы закоптились сажей. Спит бабушка почти под потолком, потому что весь тёплый воздух наверху.
Сейчас с документами у Надежды Васильевны всё в порядке, ставропольская прописка, есть домовая книга, уже давно на пенсии. Ей 75 лет, 20 из них выживает в суровой среде.
"Вон там столб, и я отдала 570 рублей за него, это 10 лет назад было. Там его поставили, а до меня свет не провели, и мне столб не установили. Я пошла разбираться, мне сказали, что подъедут. Так и не подъехали до сих пор", - жалуется на нерадивых электриков бабушка.
Во дворе за один год она сама вырыла колодец. Знакомый дедушка 2-3 раза в неделю приходит и помогает с заготовкой дров, благоустройством. Женщина приютила много собак и кошек. Часть пенсии уходит им на питание.
В город баба Надя выходит раз в неделю, закупает продукты, батарейки, всё, что необходимо в хозяйстве, и возвращается к своим питомцам.
"Меня там в магазине угощают, а я взамен то черешенку, то вишенку несу. Как бы делюсь. Они жалеют меня, что нагруженная, что по бездорожью далеко нести сумки. А одна спрашивает, это вы в пещере живёте?, - смеётся Надежда Васильевна. - Это, наверное, мой сосед Сашка так обо мне им рассказал. Он как-то заходит ко мне проведать, а у меня на стене наледь в палец толщиной. Он и пошутил, что я как в пещере живу".
За 20 лет на поле образовался целый район. На смену приходит новое поколение. Отсутствие благ цивилизации молодёжь воспринимает как слабость государства, им приходится создавать себе блага самостоятельно.