"Нельзя заткнуть рот". Чем запомнились южные штабы Навального

Митинг в Краснодаре

Решением прокуратуры Москвы приостановлена деятельность общественного движения "Штабы Навального": в суде находится иск о признании их деятельности экстремистской. В связи с запретом формат работы меняют и региональные штабы. На юге России они действовали в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Ставрополе и Махачкале.

Прокуратура считает, что штабы Навального публиковали "экстремистские материалы, призывы к осуществлению экстремистской деятельности, массовым беспорядкам, участию в несогласованных уполномоченными органами публичных мероприятиях". В качестве примера приведена протестная акция "Свободу Навальному!", прошедшая по всей России 21 апреля.

Читайте также Протест без страха и упрёка. Юг России вышел за Навального

Координаторами южных штабов Навального становились юные активисты, не имевшие весомого политического бэкраунгда. Некоторые координаторы – например, в Краснодаре и Волгограде – были подчеркнуто не местными, переехав сюда перед самым назначением. Абсолютно каждый глава штаба, даже пробывший на посту несколько недель, сталкивался с административными делами и повышенным вниманием со стороны силовиков. Поэтому часть экс-координаторов в итоге эмигрировала из России.

Кавказ.Реалии рассказывает, чем запомнились штабы оппозиционера Алексея Навального в городах Северного Кавказа и юга России.

Ставрополь

Ставропольский штаб 9 апреля 2017 года открыл координатор региональной сети Леонид Волков. Перед офисом в тот же день прошел массовый пикет девушек с плакатами "Не дадим пачкать нашу историю", "Остановим Навального!", "Навальный нам не нужен" и мужчин в кубанках, которые после получаса вялого стояния мирно разошлись.

До нас протестные акции практически не проводились. Были митинги местных отделений КПРФ, ЛДПР – но всегда с одобрения властей

Первым координатором стал Ярослав Синюгин, ради этого уволившийся из ветеринарного контроля. Через несколько месяцев его сменил Иван Танский: молодой человек профессионально занимался футболом, несколько лет работал директором сетевых магазинов и состоял в партии "Яблоко". В начале 2019 года он переехал в Европу как политический беженец. С конца 2018 года ставропольский штаб возглавила журналистка Татьяна Глинберг.

За три года активисты, помимо организации протестных митингов, провели расследования о перекрытии речки Малая Ташла, коррупции в правительстве края и ряде муниципалитетов, в том числе о "распиле" Машука и курортных территорий Минвод. В штабе проходили лекции известных активистов и организаторов наблюдения за выборами. Например, представителя "Либертарианской партии России" Михаила Светова.

В прошлом августе в рамках реорганизации региональной сети штаб в Ставрополе был закрыт. Несмотря на это, в январе и апреле ставропольчане выходили на несогласованные акции в поддержку Навального. Зимние шествия оказались самыми массовыми протестными мероприятиями в Ставрополе за последние годы, собрав более тысячи участников.

"В первую очередь штаб показал, что даже в Ставрополе есть "движуха". До нас протестные акции практически не проводились. Были митинги местных отделений КПРФ, ЛДПР, но всегда с одобрения властей и в очень "лайтовом" режиме. Именно стихийные, без согласования и без "утвержденных" лозунгов акции появились только после открытия штаба. Люди поняли, что они не одиноки. Это одна из главных вещей, которую сделал штаб, – он показал, что в Ставрополе много единомышленников", – рассказывает Кавказ.Реалии одна из активисток, попросившая не раскрывать ее имени.

Собеседница подчеркивает, что главная функция местного штаба была в том, чтобы показать: "Если тебе не нравится власть, она не нравится многим. Люди таких же взглядов обитают не только в интернете, а в одном с тобой городе".

Краснодар

Перед Ставрополем Волков посетил Краснодар, где 8 апреля 2017 года в бизнес-центре "Кавказ" открыл местный штаб Навального. Его координатором стал Мирослав Валькович – в прошлом координатор кубанского отделения "Движения против нелегальной миграции" (признано судом экстремистским и запрещено в 2011 году. – Прим.). Сейчас Валькович – один из самых деятельных краснодарских общественников-урбанистов, активист группы "Городские решения".

Открытие штаба чуть не сорвали люди в ростовых куклах диснеевских героев, предположительно, активисты "Молодой Гвардии Единой России". Впоследствии офис штаба на улице Красной более 20 раз штурмовали активистки из "Отрядов Путина", казаки и полиция.

Несмотря на провокации, штаб проводил большую просветительскую работу – здесь прошли лекции того же Светова, координатора "Голоса" Давида Канкии, проводились просмотры документальных фильмов с их обсуждением.

За четыре года работы штаба в Краснодаре прошло несколько массовых протестных акций, анонсированных федеральным штабом. Поначалу мэрия даже согласовывала их организацию, правда, на окраинах.

Если в первое время активисты выпускали видео только с визитами громящих все вокруг бабушек, то два года назад стали выходить небольшие расследования о депутатах Госдумы от региона, а также о занимающихся бизнесом муниципальных депутатах "Единой России" и главах администраций.

В последние месяцы в штабе была молодая команда, достигшая ряда успехов, например, в сплочении и объединении сторонников, которого раньше не было

Резонанс вызвали расследования о теперь уже бывшем мэре Геленджика Викторе Хрестине, депутате Александре Ремезкове, схеме обналичивания денежных средств РЖД, которая является генеральным спонсором баскетбольного клуба "Локомотив-Кубань".

Некоторое время ярким лицом штаба была активистка Вера Максименко, выступавшая под псевдонимом "Вера Холодная". Вскоре она оставила оппозиционную деятельность, переехав в небольшой Тимашевск.

В апреле 2018 года координатором штаба вместо Вальковича был назначен юрист Размик Симонян, оставивший этот пост в ноябре 2019 года. Затем руководителем краснодарского штаба становится лидер "Протестного Кузбасса" и секретарь кемеровского отделения незарегистрированной Либертарианский партии России Лев Гяммер. Сейчас он является федеральным координатором движения "Весна" и входит в совет движения "Гражданское общество". В августе 2020 года Гяммера сменила журналистка Анастасия Панченко – в прошлом она работала в газете "Кубанские новости" и на телеканале "Кубань 24".

Депутат Ейского районного совета от партии "Яблоко" Александр Коровайный в разговоре с Кавказ.Реалии отмечает, что региональные штабы Навального работали по-разному, это зависело от конкретного координатора и федеральной повестки. Муниципальный депутат уверен, что даже после закрытия штабов люди на местах будут продолжать заниматься активизмом: "Может, под другим флагом или вообще без флага. Но нельзя заткнуть рот запретом говорить".

Собеседник соглашается, что южные штабы уступали по активности коллегам из Томска, Хабаровска, Новосибирска, а также обеих столиц, но все равно были достаточно заметны в местной политической повестке. Говоря о краснодарском штабе, Коровайный подчеркивает: за эти четыре года он ставил разные задачи и работал по нескольким направлениям.

"Были интересные расследования. Например, про дачу бывшего вице-губернатора Кубани, а сейчас многолетнего депутата Госдумы Александра Ремезкова. Помимо этого штаб активно участвовал в общественном контроле за выборами. В последние месяцы в штабе была молодая команда, достигшая ряда успехов, например, в сплочении и объединении сторонников, которого раньше не было", – подытожил муниципальный депутат.

Ростов-на-Дону

Ростовский штаб Навального открылся в один день с краснодарским. Но если на Кубани Волкова ждали мультяшные персонажи, то в донской столице казаки и мужчины в камуфляже уже "по-взрослому" блокировали двери гостиницы, где проходила презентация, – они не впускали и не выпускали никого, даже журналистов.

Штабам не всегда удавалось стать точкой притяжения активистов. Иногда, напротив, возникали конфликты между штабом и представителями других оппозиционных движений в регионе

Первым координатором стала Яна Гончарова, которая с 2015 года занималась организацией помощи украинским политзаключенным в Ростовской области и входила в организацию "Открытая Россия". Пробыв в этой должности несколько месяцев, на тот момент 28-летняя активистка уехала в Беларусь.

Затем непродолжительное время штаб возглавляла Елена Куликова, руководившая редакцией пишущего о биомедицине научного журнала. Уже в июне 2017 года координатором стала 19-летняя Анастасия Дейнека. Проработав в штабе восемь месяцев, она вместе с мужем – активистом Тимофеем Мартыненко – эмигрировала в Швецию.

Сейчас координатором ростовского штаба является Ксения Середкина. Активистка живет в городе Ейске Краснодарского края, от которого до Ростова ближе, чем до Краснодара. 23 апреля Середкина написала в микроблоге о похищении – неизвестные мужчины вывезли ее, заставляли глотать дубинку и за каждый отказ оставляли ей на руке засечку. В главном управлении МВД Краснодарского края заявили, что Середкина не задерживалась полицейскими.

Читайте также На Кубани похитили главу ростовского штаба Навального. Её заставляли глотать резиновую дубинку

Махачкала

Махачкалинский штаб Алексея Навального войдет в историю протестного движения современной России как просуществовавший самое короткое время – всего две недели.

Первая попытка открыть штаб в феврале этого года завершилась избиением активиста Руслана Аблякимова и его отъездом из Дагестана. До этого несколько дней за ним следили неизвестные. Главным препятствием для открытия штаба Аблякимов тогда называл трудности с поиском помещения – собственники опасаются вести дела с оппозицией.

Ежедневная работа штабов далеко не всегда выделялась в региональной политической повестке

11 апреля штаб все-таки открылся. Его координатором стал 50-летний глава республиканского отделения партии "ПАРНАС" и организатор общественного наблюдения за выборами Эдуард Атаев. В день открытия штаба активиста задержала полиция – якобы за административное правонарушение. В итоге Атаев отбыл 10 суток ареста.

В разговоре с Кавказ.Реалии политик подтвердил, что так и не начавший полноценную работу штаб в Махачкале после решения столичной прокуратуры сворачивает прежний формат работы. Вместе с тем сам он, как общественник, займется подготовкой независимых наблюдателей на предстоящие в сентябре выборы в Госдуму.

Несогласные – экстремисты

"Деятельность штабов Навального отмечалась определенной динамикой: всплески активности обычно были вызваны резонансными событиями или выходом громких расследований. Однако ежедневная работа штабов далеко не всегда выделялась в региональной политической повестке. В регионах были и более "опасные" нежелательные акторы", – заявила в комментарии для Кавказ.Реалии политолог Ольга Грабовец.

По ее мнению, относительно невысокая эффективность региональных штабов может объясняться их высокой зависимостью от установок из федерального штаба, а также большой привязанностью к повестке, заданной Москвой.

"При этом штабам не всегда удавалось стать точкой притяжения активистов. Иногда, напротив, возникали конфликты между штабом и представителями других оппозиционных движений в регионе. Или внутри самого штаба. Здесь скорее можно говорить о привлечении новых лиц в число волонтеров после анонсированных федеральным штабом митингов. Но их доля среди всех участников остается минимальной, к тому же волонтеры и сотрудники штаба в регионах менялись – как по объективным, так и субъективным причинам – с невероятной частотой", – подытожила политолог.

16 апреля прокуратура потребовала признать Фонд борьбы с коррупцией (внесён российскими властями в список иностранных агентов, но таковым себя не признает) и штабы оппозиционера Алексея Навального экстремистскими организациями. В ведомстве заявили, что "под прикрытием либеральных лозунгов эти организации занимаются формированием условий для дестабилизации социальной и общественно-политической ситуации" и что "фактическими целями их деятельности является создание условий для изменения основ конституционного строя, в том числе с использованием сценария "цветной революции".

Руководители "Фонда борьбы с коррупцией" в ответ заявили, что "фактически Кремль потребовал признать экстремистами всех, кто с ним не согласен".