"К несправедливости нельзя привыкнуть". Политолог – о будущем оппозиции в Калмыкии

Иллюстративное фото

Бату Хасиков возглавил Калмыкию в 2019 году. Выборы не обошлись без провокаций и споров о том, насколько их результаты действительны. За время работы Хасикова протестная активность в Калмыкии смолкла лишь на время пандемии, хотя люди возмущались и отсутствием реакции властей на заявление спикера хакасского парламента о депортации калмыцкого народа, и назначением мэром Элисты Дмитрия Трапезникова из самопровозглашённой "ДНР", и общей тяжелой ситуацией в республике.

В январе Калмыкия стала одним из немногих регионов юга России, где люди вышли на митинги в поддержку российского оппозиционера Алексея Навального. Особо жесткими задержаниями во время проведения этих акций республика не отметилась.

Президент аналитического центра "Элистинский клуб" Арсланг Санджиев рассказал Кавказ.Реалии, что сегодня волнует оппозицию в Калмыкии и кто составляет конкуренцию Хасикову.

– Как можно оценить сегодняшнюю оппозицию в Калмыкии? Кто сейчас занимается протестной активностью?

– Оппозиция в Калмыкии сегодня – это группа "старожилов", которые уже многие годы и даже десятилетия противостоят власти, и группа новых людей более молодого возраста, 35–45 лет, которые стали активно проявлять себя в последние пару лет.

– Кто может составить реальную конкуренцию Хасикову и стать главой республики в случае смены власти?

Сохранилось мнение о том, что это были нелегитимные выборы, потому что Хасиков победил с помощью административного ресурса

На мой взгляд, это депутат Народного хурала Намсыр Манджиев. Он действительно обладает большим опытом, работал и министром, и главой района, то есть он знает административную работу. У него есть практический опыт управления предприятием. Он действующий депутат Народного хурала, причём не отсиживается, а очень активный, смелый, независимый.

Когда Манджиев выдвигался на пост главы Калмыкии, его засудили, не допустили к выборам. Там целые игры были, и в результате он пролетел: ему якобы не хватило двух голосов для регистрации. Но в обществе посчитали, что это серьёзное противостояние Хасикову и что таким образом проявилась неуверенность в его результате. И сохранилось мнение о том, что это были нелегитимные выборы, потому что Хасиков победил с помощью административного ресурса. Но в сравнении с Хасиковым, который в жизни не руководил ни одним коллективом, конечно, Манджиев более компетентен. Многие считают, что Манджиев уже "готовый" человек, который мог бы стать у руля республики.

Читайте также Трое в лодке, не считая спойлеров

– Какие у Манджиева политические взгляды?

– Он выражает взгляды простых людей, простого народа. Он не состоит ни в какой партии.

– По вашей оценке, как сейчас люди воспринимают Хасикова?

Арсланг Санджиев

– Я когда-то сам голосовал за Хасикова, хотя понимал, что он проигрывает во многом тому же Манджиеву, не подготовлен к работе. Но Манджиев был выпущен из игры, а остальные были тем более слабыми. Я голосовал за него потому, что в своё время был заместителем председателя Общественного совета при Алексее Орлове(бывший глава Калмыкии. – Прим. ред.). Я общался с ним по проблемам родного языка и видел, что он очень инертный. Я надеялся, что придёт Хасиков, молодой, спортивный, энергичный, опыт наберёт, команду составит. А то у нас какое-то топтание на месте, и в России, и в других регионах. Может, разве что Татарстан можно назвать продвинутым регионом, может, ещё какой, но в большинстве субъектов картина примерно одинаковая – топтание на месте.

Исходя из этого я думал, что молодой Хасиков, чемпион, пусть не готов к серьёзной работе, но есть надежда на его характер, на его энергию. И многие думали так же. Поэтому против него каких-то серьёзных митингов не было. Люди дали карт-бланш ему. Тем не менее, может, он здесь и ни при чём, но в отношении к нему сыграло роль назначение Орлова, который лично докладывал Путину, что вода пришла в Элисту. У него в кабинете сидит, в глаза смотрит! Вместо расследования и справедливого наказания его наградили Орденом дружбы и отправили в Совет Федерации. Я думаю, что это было против воли Хасикова, но народ в результате был им разочарован – все же думали, что Орлова посадят. Это оттолкнуло от Хасикова многих, в том числе и меня.

Он начал юлить и очень себя немудро повёл

Потом он привёз Трапезникова из непризнанного Донбасса, сбежавшего оттуда. Сколько он там руководил, неделю? Это прерогатива главы, конечно, назначать свои кадры, но он должен был объяснить людям ситуацию, сказать, что он отвечает за все действия Трапезникова. А он начал юлить и очень себя немудро повёл. Или ещё случай: когда на сессии Народного хурала выяснилось, что Бату Хасиков и Юрий Зайцев (председатель правительства Калмыкии. – Прим. ред.) не знают друг друга, что они только впервые увиделись. Что это за фокусы? Хасиков, конечно, теряет очки.

Глава республики должен ежегодно отчитываться перед региональным парламентом. Этого не было сделано ни в 2019, ни в 2020 году. Тоже вопрос возникает. Плюс подписана индивидуальная программа развития республики, но нет никаких отчётов по её выполнению. В Москву должен отправляться ежеквартально отчёт. Он отправляется? Если да, то покажи людям, расскажи. Реальной картины мы не видим. Мы не знаем, как это расценивать. Может, это уход от прозрачности. В любом случае мы не наблюдаем системного подхода в решении всех проблем и в освещении их. Плюс нет независимых рейтинговых агентств, которые могли бы реально описать ситуацию. В результате негативное отношение к Хасикову сложилось у большей части общества.

– Что изменилось после визита в Калмыкию зимой этого года премьер-министра Михаила Мишустина?

– Мишустин обещал помочь, и поэтому рейтинг Хасикова немного поднялся. И сейчас было заседание антикоррупционной комиссии, и на нем Хасиков тоже обещал разобраться с виновными в хищениях. Какая-то надежда есть. Так что надо подождать, и будет видно, насколько реально идет борьба с коррупцией в Калмыкии. Пока что крупная рыба плавает в Совете Федерации, хотя многие крупные чиновники – кто на нарах, кто в бегах. В целом же оценка Мишустина мне неизвестна, видимых изменений пока что не наблюдаю.

Читайте также Им не страшен Бородай

– Жители Элисты привыкли к мэру Трапезникову?

– Привыкнуть можно даже к смерти, но нельзя привыкнуть к несправедливости.

– Урегулировалась ли ситуация с засухой и падежом животных?

– Сложно сказать, так как нужно время, чтобы оценить реальные потери. Пока что погода, как главный фактор, не особо балует, нужно больше солнца и тепла. Крестьяне не торжествуют. Зимовка была сложной, нужно время, чтобы оценить ситуацию, статистических данных по падежу скота пока что нет.

– Какие проблемы в политической и экономической жизни региона сейчас можно назвать главными?

На мой взгляд, в республике, как и в целом в России, главная беда – отсутствие гражданского общества, в результате чего мы имеем все наши проблемы и политического, и экономического характера.

Проводятся ли сейчас митинги, которых раньше было так много?

Как пандемия закончится, обязательно митинги будут

– После того, как объявили пандемию коронавируса, митингов больше нет. Были одиночные пикеты, и продолжаются одиночные пикеты. Относительно недавно мы ездили в Хакасию разбираться по заявлению Штыгашева по поводу депортации калмыков. По приезде обратно я подал заявку в администрацию на митинг. Но мэрия отказала: сказала, как отменят карантинные меры, на второй день можно проводить митинг. Власти, видимо, боятся, что это перерастёт в недовольства. Но я думаю, что как только всё будет разрешено, обязательно митинги будут, тем более что накаляется политическая жизнь. Приближаются выборы в Госдуму.

В целом со Штыгашевым активисты так ничего и не добились (спикер парламента Хакасии Владимир Штыгашев так и не извинился за то, что фактически оправдал сталинскую депортацию. – Прим. ред.)?

– Это же не Навальный. Тот "оскорбил" одного ветерана, и целый суд был. А тут целый народ оскорбили – и ничего. Молчат. Единственный вывод – за этим стоят люди выше. Навальный, конечно, герой. А люди, которые поддерживают Штыгашева, – для меня враги.

– Чего требуют люди на пикетах?

Недавно был у нас пикет "Свободу Навальному". На него вышел наш старый активист – Валерий Бадмаев. Ещё у него было написано на плакате "Путина в отставку". Потом активисты у нас выходили против какой-то финской компании, которая у нас пользуется льготами и полтора миллиарда недоплачивает в бюджет.

Не надо велосипед изобретать, надо, чтобы всё было как в нормальных странах

Сложно говорить за всех, но есть те, кто поддерживает Навального – выходят на пикеты, делают посты в соцсетях, и те, кто нейтральны – сказываются участие Навального в Русских маршах и некоторые его ранние высказывания шовинистического характера.

У нас вообще политическая и экономическая жизнь очень обескровлены. Наиболее активная часть выехала в Санкт-Петербург, в Москву, за рубежом многие работают. Раньше было по-другому. Но все-таки люди демократического толка остались. Люди понимают, что Навальный хочет нормальной жизни для себя и для других. Не надо велосипед изобретать, надо, чтобы всё было, как в нормальных странах. Но людей в России загнали в страх, да и в СНГ – везде ситуация та же самая. Поэтому этим пользуются власти и ещё больше страху нагоняют.

***

За два последних года в Калмыкии на 26% выросла выявляемость коррупционных нарушений. В частности, речь идёт о преступлениях в лесном хозяйстве степной республики.

По последним рейтингам, Калмыкия стала аутсайдером в России по количеству людей, занятых в малом бизнесе, и по безработице.