В Махачкале несколько человек вот уже два года судятся с застройщиком, возводящим многоэтажный дом с подземной парковкой по улице Азиза Алиева вблизи мест их проживания. Добиться признания нового здания незаконным пыталась и городская администрация, но суд не удовлетворил ее иск: у застройщика есть разрешение. Хотя такие дела здесь не редкость, истцы в них имеют мало шансов на успех.
Жители частных домов, расположенных вблизи строящегося здания, жалуются на опасность их разрушения. Они также недовольны тем, что на их территорию попадают строительные материалы, песок и цемент, ведь расположен новый объект слишком близко.
Среди тех, кто опасается за сохранность своего дома по улице Энгельса, Фируза Карчигаева. Дом, построенный несколько десятилетий назад, ее семья делит с еще одной семьей. Никто из них не давал согласия на строительство под боком многоэтажного дома.
Как отмечается в их исковом заявлении, из-за стройки на стенах их дома появились трещины, которых до этого не было, и появилась угроза обрушения. Согласно заявлению, возводимый объект нарушает нормативы по плотности застройки, требования по инсоляции жилых помещений. Кроме того, строение не соответствует правилам пользования землей, поскольку расстояние от него до земельного участка истцов с домом – меньше трех метров. Не соблюдены правила противопожарной безопасности.
Дом строит ЖСК "Каспстрой-Град" совместно с ОАО "Старт". Разрешение на строительство "десятиэтажного, четырехподъездного дома" они получили в 2015 году. Однако в нем не говорится о подземной парковке, на которую требуется отдельное разрешение.
Кроме того, как следует из переписки жильцов с госорганами, то разрешение было вынесено с нарушением градостроительного кодекса – без проекта планировки территории. Этот факт установили в Комитете по архитектуре и градостроительству Дагестана. Другая проблема в том, что дом возводится в нарушение правил противопожарной безопасности. Ни до одного из застройщиков корреспонденту Кавказ.Реалии дозвониться не удалось.
В суд с требованием признать застройку незаконной обращался и Уллуби Темишев, житель другого частного дома по улице Энгельса по соседству с объектом. Суд им в иске отказал, сославшись на то, что по этой стройке уже есть решение Арбитражного суда Дагестана, вынесенное в ответ на более ранний иск администрации Махачкалы. Они обжаловали это решение в Верховном суде республики, жалоба находится на рассмотрении. По его словам, строительно-техническая экспертиза должна определить, соблюдена ли инсоляция зданий, нормы расстояний между объектами и пожарные разрывы.
"Да, у застройщика есть разрешение на строительство, – комментирует Темишев в беседе с Кавказ.Реалии. – Но оно не дает права нарушать права других людей. Застройщик с нами не согласовал, что, как и на каком расстоянии будет. Просто начали возводить фундамент, и мы сразу начали обращаться в органы. Нас отфутболивали, точного ответа никто не давал. Они говорят: "Уже есть решение суда о том, что в иске администрации [города] отказано". Хотя это решение не имеет к нам отношения. Мы не принимали участия в том суде. К нам это решение нельзя адресовать. Администрация не привлекала нас как третьих лиц", – рассказал Темишев.
В своем иске администрация Махачкалы ссылалась на то, что этажность дома не соответствует допустимой норме в этой зоне, напомнил Темишев. Однако, когда в 2015 году выдавалось разрешение, допустимая этажность была другой (категорию этажности на этой зоне изменили уже после выдачи разрешения). В результате Арбитражный суд Дагестана иск не удовлетворил. А затем 16-й Арбитражный апелляционный суд в Ессентуках оставил решение дагестанского суда в силе.
Все то, что мешает жить людям, суды отвергают со словами "Это вас не касается"
Сейчас администрация судится с застройщиком из-за подземной парковки, построенной без разрешения, а также из-за проезда к парковке, которую застройщик хочет проложить между частным домом №58 и пятиэтажным домом №56 по улице Энгельса.
По словам юриста Арсена Магомедова, судебная практика в Дагестане по искам о самовольных постройках в целом негативная для истцов. Суды, по словам юриста, удовлетворяют иски о сносе самовольной постройки лишь в ограниченных количествах случаев.
"Это происходит либо когда стройка затрагивает придомовую территорию истцов, их земельные участки, либо когда напрямую мешает. Например, когда стена заслоняет свет. Все другие доводы, например, не соблюденное расстояние от заправки, большая уплотненность застройки, то есть все то, что мешает жить людям, суды отвергают со словами "Это вас не касается. Это дело администрации. Это было бы вашим делом, если бы это была ваша территория или если бы условно на вас падал кирпич". Поэтому в этом смысле судебная практика плохая", – рассказал Магомедов.
Но даже в тех случаях, когда суды удовлетворяют иски, судебные приставы, по словам Магомедова, не сносят незаконные строения, ссылаясь на отсутствие технической возможности.
Как писал Кавказ.Реалии, в Махачкале пристройка – это популярный способ расширить свое жилье в многоквартирном доме. С ними борются власти и общественники, но пристройки все равно остаются важной частью постсоветской архитектуры в Дагестане.
Между тем особенности архитектуры дагестанской столицы приобретают известность за рубежом. К примеру, в январе в Германии представили серию тематических снимков дагестанского фотографа Ильяса Хаджи.