Протестовали, взрывали, ждали суда над экс-сенаторами. 2020 год в Карачаево-Черкесии

В районе взрыва у здания УФСБ в Учкекене

Пандемия коронавируса обнажила нерешаемые проблемы в сфере здравоохранения Карачаево-Черкесии. Сказалась она и на туристическом кластере, ударила и по бюджету местных жителей. Глава республики Рашид Темрезов несменяемо пребывает у власти уже десятый год, хотя яркой поддержкой населения не пользуется. Между тем ожидают суда двое других когда-то влиятельных в регионе и известных за его пределами экс-политика – Рауф Арашуков и Вячеслав Дерев. Каким стал для Карачаево-Черкесии 2020 год?

Коронавирус

Как и в других регионах России, одной из главных тем в Карачаево-Черкесии в этом году стал коронавирус. По данным Оперштаба, к концу декабря общее число заболевших с начала пандемии превышает 14 тысяч человек, количество умерших исчисляется десятками. Переболел коронавирусом и муфтий республики Исмаил Бердиев.

Жалобы местных жителей в связи с эпидемиологической ситуацией сводились к следующим моментам: реальная статистика жертв скрывается, в медучреждениях не хватает коек, медикаментов и защитных средств, медработникам не выплачиваются обещанные денежные средства. О том, в каких условиях работали при этом медики и какие диагнозы они писали по указу руководства, в интервью Кавказ.Реалии подробно рассказывала заведующая инфекционным отделением центральной районной больницы Карачаевска Лейла Батчаева. Вскоре ее, как и ряд других критиковавших власть работников, вынудили уволиться.

Читайте также ​"Республика измучена болезнью и нищетой"

За информацию о коронавирусе пострадали и два популярных в республике телеграм-канала – "Политика 09" и "Черный куб". Против них возбудили уголовное дело, обвинив ресурсы в распространении фейков.

В июне недовольство нерешенными проблемами привело к митингу в Малокарачаевском районе, участники которого требовали оказать медицинскую помощь своим родным. В ответ власти распорядились заменить руководителя местной больницы, а также увеличить объем лекарств тем, кто лечится на дому. Военно-полевой госпиталь, вопреки требованиям протестующих, развернут не был.

Доходы

Пандемия ударила не только по здоровью граждан, но и по их карманам. По итогам трех кварталов 2020 года Карачаево-Черкесия оказалась в числе регионов с сильно упавшими доходами: там среднестатистический житель недосчитался 5600 рублей. В целом же россияне на пике пандемии потеряли примерно 841 миллиард рублей.

Не спас республику и туризм. Вопреки ожиданиям властей, что в 2020 году турпоток повысится на 7%, он упал. Если в 2019 году Карачаево-Черкесию посетили полтора миллиона отдыхающих, то с января по сентябрь этого года их число достигло только 935 тысяч человек.

Поляна Таулу в Архызе, Карачаево-Черкесия

Кризис оказал влияние и на рынок недвижимости. Поведение карачаево-черкесских покупателей менялось в зависимости от карантинных мер: внезапная пауза с началом самоизоляции весной, резкий скачок летом, с ослаблением карантина; массовые сделки за наличный расчет ввиду страха обвала рубля сменились возросшим интересом к ипотеке осенью.

Финансовое положение жителей КЧР оставляло желать лучшего и до карантина. Так, еще в марте республика оказалась в хвосте рейтинга зарплат российских регионов.

Взрывы в Учкекене

В конце года республика попала в заголовки российских СМИ из-за двойного взрыва у здания УФСБ в поселке Учкекен. По официальным данным, было ранено шесть силовиков, погибший один – смертник. За пару дней до этого директор ФСБ Александр Патрушев отчитался, что за год не было допущено ни одного теракта.

Читайте также "Все концы ушли в воду". Кто организовал взрывы у здания ФСБ в Карачаево-Черкесии?

Кем был организатор взрыва, следствию еще предстоит выяснить. Однако интересно: ранее считалось, что с вооруженным подпольем в КЧР было покончено еще несколько лет назад во время тотальной зачистки перед Олимпийскими играми 2014 года в Сочи. Время от времени в регионе задерживают приверженцев идеологии "Ат-Такфир валь-хиджра", но они не ведут вооруженную борьбу.

Учитывая случай в Учкекене в контексте ситуации в России в целом, президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" Сергей Гончаров в беседе с Кавказ.Реалии предположил, что "борьба с терроризмом в стране еще далека от завершения".

Арашуковы и Дерев ждут суда

За этими и другими событиями бывший член Совета Федерации от Карачаево-Черкесии Рауф Арашуков следит из СИЗО, как и его отец Рауль Арашуков (они были арестованы в 2019 году). По версии следствия, экс-сенатор организовал два убийства, которые заказал ему его отец. Оба вину не признают. Помимо убийств, Арашуков-младший подозревается в превышении полномочий и ложном доносе.

Суд над Арашуковыми еще не начался, завершилось лишь предварительное следствие. Защита надеется, что дело будет рассматриваться с участием присяжных.

Рауф Арашуков

Под арестом этой осенью пребывал и другой бывший член Совета Федерации от КЧР – Вячеслав Дерев, который ранее конфликтовал с Арашуковым-младшим. Дерев обвиняется в хищении из госбюджета более 110 миллионов рублей. В декабре суд смягчил ему меру пресечения, отпустив Дерева под подписку о невыезде.

Темрезов у руля

Уходящий год прошел без карьерных потрясений для главы Карачаево-Черкесии Рашида Темрезова. В отличие от Дагестана, где осенью сменился руководитель республики, этот чиновник удерживает бразды правления уже десятый год подряд. Более того, Темрезова повторно включили в список представителей России в Совете Европы.

В то же время народной любовью он не пользуется: в рейтинге по позитивным упоминаниям в соцсетях Темрезов занял 77-е место (из северокавказских глав хуже только руководитель Чечни Рамзан Кадыров – у него 84-я строчка).

Что касается заработка главы Карачаево-Черкесии, то в 2019 году он снизился на полмиллиона рублей, по сравнению с предыдущим годом, и составил 1,04 миллиона рублей. Это следует из опубликованной этим летом декларации о доходах чиновника.

Читайте также "Наблюдение за вершиной айсберга". Главы кавказских регионов отчитались о доходах

А также

Из других обсуждаемых в регионе событий этого года – уголовное дело против офицера полиции из-за нападения с ножом на начальника следственного отдела, убийство 6- и 11-летних брата и сестры, тела которых три дня искали волонтеры. На памятных мероприятиях по случаю годовщины депортации карачаевского народа в этом году из-за пандемии ограничились возложением цветов.

Несмотря на кризис, жители республики находили время и для радостных событий. Так, день черкесского флага все-таки отпраздновали, хотя и онлайн. В период ослабления карантина проходили и массовые торжества. Например, яркая карачаевская свадьба, где побывал корреспондент Кавказ.Реалии, составив репортаж о традициях, связанных с созданием новой семьи.

Читайте также Карачаевская свадьба: веселая, долгая, дорогая