В Ингушетии в Магасском райсуде рассматривается иск Управления федеральных автомобильных дорог "Кавказ" к жителям села Гамурзиево. Ведомство пытается изъять у них земельные участки для государственных нужд с целью реконструировать трассу М29 "Кавказ", которая пройдет из Краснодара через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджаном. В попытке добиться хотя бы разумной, на их взгляд, выкупной стоимости сельчане попросили суд назначить экспертную оценку, однако это привело к новому беспокойству: владельцы участков подозревают экспертов в сговоре с истцом.
Ответчики – несколько десятков собственников. Хотя проблема тянется с 2011 года, когда они впервые услышали о новой дороге, их свежие опасения связаны с экспертами, прибывшими из Москвы для оценки стоимости изымаемых участков. Эксперты "Бюро судебных экспертиз" также призваны определить, насколько возможно безопасное проживание у трассы при отчуждении значительной части земель.
Прежде всего недоверие связано с тем, что эксперты не местные, вопреки ожиданиям гамурзиевцев. Кроме того, недавно их заметили отдыхающими вместе с представителями дорожно-строительной фирмы, что привело владельцев участков к мысли о том, что те будут проводить оценку предвзято – в ущерб интересам жителей.
"В офисе "Неона" (название дорожно-строительной фирмы. – Ред.) было собрание прибывших из Пятигорска работников Упрдора с гостями из Москвы. Как мне передали, обсуждался результат экспертизы и передача вознаграждения за грядущий "независимый результат", – рассказал на условиях анонимности один из жителей Гамурзиево.
В московском офисе экспертной организации корреспонденту Кавказ.Реалии отказались рассказать о работе своих специалистов: "Экспертиза не завершена и мы не разрешаем ничего освещать, кроме как с разрешения суда. Я не могу вам сказать стадию процесса, вы не сторона по делу".
Однако в бюро знают, что жители Ингушетии подозревают их в сговоре с заказчиком дороги.
"При уведомлении об осмотре участков жители говорили о своих подозрениях. Но мы тут ничего предпринимать не планируем, потому что это не соответствует действительности", – заявил представитель "Бюро судебных экспертиз".
Константин Лебедев – сотрудник бюро, производивший замеры на месте. Он сообщил, что в отношении каждого из собственников судом были поставлены свои вопросы, в зависимости от ситуации: "Ситуации у владельцев земли похожи, но они просят разные вещи. Я эксперт землеустроительства. Экспертиза пока выполняется. Результаты и методику я не должен с вами обсуждать. Я не знаю, что там думают местные жители".
Между тем жители прилегающих к трассе домов заявляют, что стройка нанесла им значительный материальный и моральный ущерб: они обеспокоены тем, какие еще убытки им предстоит понести.
Читайте также "Наша жизнь в опасности"В числе проблем – низкая выкупная оценка их земель, отказ Упрдора "Кавказ" платить за участки целиком (отчуждается только та часть, которая будет использована для дороги), обесценивание оставшихся территорий, небезопасность проживания вплотную к оживленной трассе.
Расстояние от трассы до домов должно быть как минимум 25 метров, доказывает владелец одного из участков в Гамурзиево Зураб Албогачиев: "Если выкупят полосу моего участка, прилегающую к дороге, к оставшейся его части не будет подъездных путей, проживание в доме станет невозможным, опасным из-за вибраций и грохота, расстояние до края трассы не будет соответствовать существующим санитарным и градостроительным нормам".
Участок Албогачиева ООО "Межевой центр" оценил в 1 380 060 рублей, убытки – в 161 264 рубля. Он же настаивает на сумме, как минимум втрое превышающей стоимость выкупаемого имущества, и требует учесть также цену дома.
Хамзат Бариев и его мать Рукият Бекбузарова также живут близ дороги. Реконструкция возьмет четверть их участка. Бариев заявляет, что оставшейся землей он не сможет распоряжаться в полной мере из-за перекрытого стройкой въезда. Соответственно, продать ее впоследствии или что-то на ней построить будет крайне сложно.
Собственница другого дома, Анжела (имя изменено), живет в другом регионе страны. Из-за угрозы повреждения своего дома она вынуждена то и дело прилетать в Ингушетию: "У меня частный дом площадью 180 кв. м и всего четыре сотки земли. Государство оценило участок в 18 тысяч рублей за квадратный метр, насчитали шесть миллионов. А я только в одни потолки больше миллиона вложила. Поклеила обои итальянские. Сама планировку делала, рассчитывала. Кухня с гостиной – 44 квадрата, дорогая отделка, подсобное хозяйство во дворе. Семь лет дому. Износ, сказала комиссия, сорок процентов. Но я не верю, срок износа дома – 120 лет. У меня престижный район: университеты, больница, магазины. Моя цена – 10 миллионов".
Строительство, рассказывает собеседница, поглотит ее участок на сотку с лишним. Останется меньше трех. Прямо под окнами будет стена дороги.
Еще один пострадавший – бизнесмен, владелец склада строительных смесей близ селения Насыр-Корт: "Я создавал свой бизнес двадцать с лишним лет. Когда началась реконструкция дороги, то в результате неправильной проектировки и укладки трубы для отвода сточных вод мой товар залило. Когда я начал предъявлять Упрдору претензии, мне перекрыли въезд на мой объект. Дорожники подняли основание асфальта на полтора метра. Мне был нанесен немалый ущерб. Пропали сухие смеси для укладки плитки. Дорожники на мои возражения шлют отписки по шаблону".
Бизнесмен уверен, что это мошенническая коррупционная схема Упрдора "Кавказ", направленная на то, чтобы сбить цену за участки.
С учетом своих опасений группа гамурзиевцев подала в суд в мае 2020 года, но их вызвали по другому иску, где ответчиками, наоборот, являются они: ведомство настаивает, что несговорчивые селяне нарушают интересы Российской Федерации и препятствуют реализации проекта государственной важности.