"Лукашенко уйдет, у него нет шансов". Как на Кавказе относятся к протестам в Беларуси

Минск

Жители Белоруссии требуют честных выборов и отставки Александра Лукашенко с поста президента, на котором он находится 26 лет. Протесты в стране не прекращаются уже неделю. Милиция действует жестоко: почти 6 тысяч человек арестованы, сотни пострадали, двое протестующих погибли. Кавказ.Реалии спросили у северо-кавказских общественных деятелей и правозащитников о том, как к происходящему относятся в регионе.

Маркс Шахмурзов, председатель регионального отделения общероссийской ассоциации жертв политических репрессий, Кабардино-Балкария:

Нельзя людей избивать, мучить, убивать. Непонятно, почему такое вообще происходит в Беларуси. Но и в нашем государстве – то же самое. В Хабаровске, как и в других местах, люди возмущены тем, что все настолько плохо. Все дорого, медицина плохая. Это невозможно! Люди не сводят концы с концами.

Как можно руководить страной 26 лет? Совесть надо иметь. На месте Лукашенко я бы ушел, чтобы не было ни крови, ни бойни. Пусть выбирают президента сами. Нельзя издеваться над народом. Уважающий себя человек, черкес, никогда в жизни не позволит мальчика обидеть. Он сам уйдет. Надо ценить и уважать людей. Если бы он ушел, я бы его зауважал. Мужчина должен поступать так. Я бы поступил так.

Тамерлан Байчоров, заместитель председателя общественной организации "Къарачай алан халкъ", Карачаево-Черкесия:

Лично для меня эти протесты неожиданностью не стали – слишком уж топорно проводилась эта кампания. Единственное, было сложно предугадать их масштаб и силу. Людям банально надоел Лукашенко за столько времени, и они просто устали бояться.

Такие протесты возможны в любой точке мира. И в Америке, и в Гонконге, потому что протесты – это единственная форма выражения мнения, которую народу оставили. И то их пытаются запретить. Но население понимает, что только таким способом может на что-то повлиять.

Магомед Аламов, юрист "Комитета против пыток", Чечня:

–​ Протесты в Беларуси я воспринимаю как открытое волеизъявление народа, который понимает, что его ни во что не ставят, результаты выборов фальсифицируются, а мнение людей не имеет никакого значения. Не согласившись с таким порядком вещей, народ вышел на улицу. Так что я приветствую мирное несогласие.

Про какое-то массовое применение насилия в отношении сотрудников правоохранительных органов я не слышал: люди стараются мирно, без погромов выразить свою волю. Хорошим шагом со стороны властей Беларуси было бы отменить результаты прошедших выборов и провести дополнительные. Но Лукашенко не хочет на это идти.

Что же касается применения насилия в отношении народа – я тут вижу, что милиция действует совершенно неадекватно. Пусть это и резиновые пули, но они применяют их в отношении мирных граждан, которые без оружия выходят на улицу.

Полицейские избивают протестующего в Минске, 11 августа

Башир Балаев, общественный деятель, Ингушетия:

–​ У нас федеральная власть настолько себя дискредитировала в глазах общества, поэтому, если провести параллели с Беларусью, подобное на Кавказе могло бы быть и похуже. Особенно учитывая наш темперамент, бесправие людей и абсолютное отсутствие правового поля.

Сторонники Тихановской придумали очень хорошо: чтобы голосующие складывали бюллетени в ее поддержку в гармошку. В прозрачных урнах было видно, что они полны таких бюллетеней, и это означало, что она выиграла, обошла Лукашенко. Но реальность такова, что нынешняя Беларусь – страна с полным подавлением демократии, где не уважается мнение людей.

Пока власть не начнет диалог, пока люди не получат возможность хороших депутатов выбирать в парламент, которые примут нужные народу законы, – так все и будет.

Виталий Зубенко, руководитель отделения партии "Яблоко" на Ставрополье:

–​ Протесты в Беларуси – это справедливые действия людей, основанные на четком понимании того, что Лукашенко проиграл выборы. Они знают реальные результаты голосования. Белорусский народ отстаивает свои права мирно.

Лукашенко уйдет, у него нет шансов. Его реальная поддержка – 3 процента или чуть больше. В Беларуси уже слишком высоким был уровень социального напряжения. Оно накапливалось годами. На фоне всеобщего обнищания люди проголосовали за слабого, но оппозиционного кандидата.

Я думаю, белорусы и россияне в этом плане ничем не отличаются. У нас есть пример митингов в Хабаровске. Однако удивляет, что не было в России повсеместных выступлений против конституционной реформы, но этому есть объяснение. Пенсионеров она не коснулась, а молодежи еще вроде как далеко до пенсии. Если бы завтра увеличили плату за ЖКХ в несколько раз, люди бы вышли на протест.