Дагестан: после пандемии придет свадебный бум?

Иллюстративное фото

Постепенное ослабление карантина в Дагестане дало надежду малому и среднему бизнесу. Однако свадебной индустрии снятие карантинных мер коснется в последнюю очередь: даже скромное торжество в республике собирает не менее полутысячи гостей.

О том, проводят ли свадьбы в период пандемии коронавируса, кто больше всего пострадал и почему брачующимся из одного села немного проще, в интервью "Кавказ.Реалии" рассказала администратор махачкалинского свадебного агентства и банкетного зала "Европа" Сакинат Рабаданова.

Сакинат Рабаданова

- После Рамадана у нас обычно аншлаг, пары идут потоком. На июнь запланировали очень много свадеб. Увы, все отменили. Надеемся, что к концу месяца начнем работать. Пик сезона приходится на июль-август. Выходные дни в конце лета у нас обычно бронируют за полтора года. Готовятся, нанимают музыкантов, артистов, бригаду поваров. Свадьбы идут два дня: в первый чествуют невесту, во второй жениха. Перенести с июня мероприятие и найти два подряд свободных летних дня сейчас нереально - все заняты, и нельзя допустить накладки. Части клиентов придется перейти в другие залы. Проще тем, кто женится в своем тухуме (родственной группе - прим. ред.): гости одни и те же, родня у будущих супругов общая и праздник укладывается в один день.

- Массовых свадеб во время карантин нет, но кто-то все же женится?

- Только в узком кругу дома или в маленьких заведениях. Одни из наших заказчиков все равно поженились, но тихо и без гостей и сразу уехали из города. Другие надеялись, переносили дату. В конце марта все думали, что карантин всего на неделю, до 6 апреля. Пара перенесла регистрацию на 7-е число, а авиабилеты на 8-е. В итоге отложили на неопределенный срок - им важнее сыграть традиционную свадьбу с сотнями гостей.

- Поговаривают, что новая волна пандемии грядет осенью. Что с осенними заказами?

- Никто сейчас не берется делать прогнозы. Еще пару месяцев назад многие в Дагестане не верили в коронавирус, говорили, что это масонский заговор или власти придумали и нас обманывают. В селах продолжали играть большие свадьбы. Это и привело к массовым заражениями. А поскольку медицина там не лучшая, эти торжества стоили десятков жизней.

- Каков ваш ущерб?

- Мы несем миллионные убытки. Налог на землю возрос, дохода нет. Возможно, в качестве меры поддержки нам сделают налоговую скидку. Никакой иной помощи от государства не предвидится.

- Где сейчас ваш персонал?

- У нас около шестидесяти сотрудников, все сидим без работы. Тем, кому сложно материально, фирма выделяет небольшие средства и дает продовольственные пакеты. От государства поддержки нет, только по 10 тысяч рублей на детей. Мне эти деньги не полагаются, так как младшей дочери уже шестнадцать. Держимся взаимопомощью, выручкой близких людей. И нашим врачам помогали состоятельные люди, собирали деньги на средства защиты и лекарства, которых не хватало. Дагестанская солидарность важна в беде.

- Кто из народов Дагестана переживает запрет на празднества наиболее остро?

- Наверное лакцы, на мой взгляд. У них всегда насыщенная развлекательная программа, они очень раскованные и веселые. Еще лезгины и кумыки, они тоже с огоньком отмечают. А вот аварские церемонии более строгие, без музыки.