Первые потоки туристов обычно приезжают в Абхазию в начале мая. В этом году закрытая для иностранцев граница сильно повлияла на планы людей, которые заняты в туристической сфере. А это, по разным подсчетам, десятки тысяч людей. Как выглядит лето на море без туристов и что об этом думают местные жители?
К сезону в Абхазии начинают готовиться заранее. Брони принимают чуть ли не с зимы, причем как большие гостиницы, так и те, кто в частном секторе.
У Наиры большой гостевой дом в самом курортном городе страны - Гагре. В нем 10 комнат, ремонт делали своими силами. Обычно он начинает принимать гостей в конце мая. В этом году все еще пустует.
"На нашей улице почти все предлагают жилье для туристов. Это наш единственный доход. Мы, можно сказать, работаем как на вахте. С мая по октябрь заняты в туризме, потом живем на эти деньги до следующей весны. Сейчас мы принимаем бронь на август и сентябрь, еще не перестали надеяться. Кто-то, кто бронировал июнь, переносит на август, а кто-то отменяет вообще. Чаще переносит. Могу сказать, что люди в этом году сами очень надеются отдохнуть у нас", - рассказывает Наира "Кавказ.Реалии".
Читайте также Министр финансов Абхазии: одна надежда – на туризм
Конкуренция в турсфере сегодня большая. Поэтому все, кто в ней задействован, пытается с каждым годом улучшать условия.
"Мы в этом году ничего не делали, но наш сосед, например, еще до карантина начал стройку. Что-то пристраивает, что-то ремонтирует. Естественно, все в долг. И таких у нас тоже много в городе – для них отсутствие сезона закончится не только без заработка, но еще и с долгами. Без туристов нам жить не на что", - подытоживает женщина.
Сейчас граница закрыта до 15 июня. Однако продление этой меры напрямую зависит от эпидемиологической ситуации в России. Президент Аслан Бжания на встрече с депутатами парламента отметил: "Там тоже готовятся к возможному курортному сезону, речь идет о том, что потенциальные туристы будут наделены специальными паспортами COVID и у них обязательно должна быть страховка. Как только намерение российской стороны по открытию границ примут более очерченный характер, абхазская сторона будет проинформирована".
Обсуждали туристическое будущее этого года, наряду с другими фазами кризиса, и на площадке Центра социально-экономических исследований.
"Нам звонят туроператоры, турагенты, туристы и спрашивают: «Когда вы откроетесь? Мы хотим приехать!». Но мы на этот вопрос ответить не можем. На этот вопрос ответить сейчас не может наверно никто. На сегодняшний день известно, что до 15 июня карантин. Добавьте к этому еще месяц. Это я реалистично – пока мы подготовимся. И потом, готовы ли мы обеспечить безопасность населения и безопасность нашего же персонала?", - говорит президент Абхазского союза туризма Анна Калягина.
На этот вопрос сегодня тоже трудно найти ответ. В своих размышлениях все приходят к тому, что если ценой открытой границы станут сложности в здравоохранении, то стоит ли она того.
Есть среди жителей Абхазии и альтернативное мнение. Семья фитнес-тренера Тамаза Аблотия живет в Сухуме и занята в туристической сфере, но воспринимает ее как дополнительный источник доходов.
"Нам уже пора переставать продавать только материальное. Будущее за интеллектуальным трудом, за интернетом, за современными технологиями. Зал, в котором я работаю, тоже был на карантине. Не открыли бы – пришлось бы уйти в онлайн, а теперь я снова могу откладывать это. Конечно, лишних денег не бывает, но это не тот источник дохода, который обеспечивает нам выживание. Мы не умрем, не пойдем грабить и убивать. Я думаю, что в большинстве случаев это так. Мне кажется, вопрос с сезоном драматизируют. Мол, если его не будет – это конец. Не конец. Попродают свои многочисленные квартиры, машины, и все нормально будет", - считает мужчина.
Напомним, что общее число заболевших коронавирусом в Абхазии составляет 36 человек. Из них 27 человек выздоровели, и один пациент умер. Часть карантинных мер, включая особый режим на границе Абхазии с Россией, продлена до 15 июня.
Текст может содержать топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенной республике Абхазия.